Свобода духа и инквизиция

Материалы о культуре » Свобода духа и инквизиция

До сих пор история инквизиции покрыта тайной, не смотря на публикацию дневников и записок инквизиторов, протоколов судебных заседаний, летописей, множества книг на тему суровости нравов церкви того времени. По сегодняшний день люди не перестают поражаться жестокости высших духовных лиц. Но, что самое ужасное, даже не смотря на большое количество материалов, находятся апологеты гонений на еретиков, защищающие церковные зверства.

Для того, чтобы разобраться в неисчислимом количестве материала, необходимо понять, что понимается под словами «инквизиция» и «свобода духа»:

«Инквизиция (опр.) – от латинского inqisitio, в юридическом смысле - «розыски», «расследование», «исследование». Термин был широко распространен в правовой сфере еще до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием, и означал выяснение обстоятельств дела, обычно путем допросов с применением силы. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над христианской ересью».

«Ересь (опр.) – выбор; подразумевается, что ошибочный».

«Свобода духа (опр.) - Здесь имеется в виду прежде всего внешняя свобода человеческой личности. Не свобода делать все, что кому захочется, с тем, чтобы другие люди не смели никому и ни в чем мешать, но свобода веры, воззрений и убеждений, в которую другие люди не имели бы права вторгаться с насильственными предписаниями и запрещениями; иными словами - - свобода от недуховного и противо-духовного давления, от принуждения и запрета, от грубой силы, угрозы и преследования. Ввиду того, что здесь дело идет об ограждении извне духовного опыта и веры, такую свободу можно обозначить как "внешнюю", или "отрицательную"; она ограждает интимный и глубокий процесс богоискания от насилия со стороны других людей и постольку ее можно обозначить и как "общественную". Ее формула может быть выражена так: "не заставляй меня насильственно, не принуждай меня угрозами, не запрещай мне, не прельщай меня земными наградами и не отпугивай меня наказаниями.»

Так же необходимо разобраться с временными рамками и периодизацией:

Понимая под «инквизицией» гонение, продвигаемое церковью, на инакомыслящих, можно столкнуться с тем, что она существует и по сей день. Но проще отталкиваться от временных рамок, обусловленных применением насильственных мер по отношению к «еретикам».

«Развернутую периодизацию истории инквизиции дает итальянский прогрессивный историк Р. Лонгоне. Он делит историю этого учреждения на следующие этапы:

"примитивная" инквизиция времен раннего христианства;

императорская, которая осуществлялась по указаниям христианских императоров римскими префектами и губернаторами;

епископальная - от распада римской империи до XIII в.;

собственно инквизиция ("священный" трибунал), возглавляемая папой и непосредственно руководимая доминиканцами и францисканцами;

государственная инквизиция, проводимая совместно светской и церковной властью (князем, королем или императором) при поддержке церковной иерархии;

испанская инквизиция, возглавляемая великим инквизитором, назначаемым королем и утверждаемым в должности папой римским;

колониальная (испанская и португальская) инквизиция;

всеобщая, или вселенская, она же римская, инквизиция в лице конгрегации священной канцелярии.

Однако в этом вопросе трудно установить какие-то твердые рамки. В многовековой запутанной истории католической церкви не всегда можно разграничить инквизиторскую деятельность епископов и "священных" трибуналов.

Известны случаи, когда при наличии инквизиции церковь использовала епископов или другие церковные инстанции для расправы со своими идейными противниками, как это имело место в деле Лютера или в расправе над Яном Гусом, учиненной Констанцским собором. В последнем случае собор выступал в роли инквизиционного трибунала. Были случаи передачи инквизиторских функций и полномочий самим "священным" трибуналом епископам или уполномоченным монашеских орденов. Так, вскоре после завоевания испанцами колоний в Америке испанская инквизиция поручила выполнять ее функции церковным иерархам в колониях. После же упразднения инквизиционных трибуналов в XIX в. их функции вновь перешли к епископам, которые продолжали карать вероотступников, накладывая на них епитимии и отлучения, хотя отсутствие поддержки со стороны светской власти лишало их возможности физически расправляться с ослушниками»

Статьи по теме:

Искусство дореволюционной России
Конец XIX - начало XX в. - важный период в развитии русского искусства. Оно совпадает с тем этапом освободительного движения в России, который В.И. Ленин назвал пролетарским. Это было время ожесточенных классовых боев, трех революций - 19 ...

Литература Древней Греции
История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политических областях. Современной наукой выделяются четыре периода и ...

Становление трагедии
При афинском тиране Писистрате культ Диониса стал государственным, был учрежден праздник «Великие Дионисии» приуроченные к началу весны и открытию навигации (примерно в марте-апреле). Праздник продолжался 6 дней, из которых последние три ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru