Философская проза

Античная литература » Философская проза

Страница 1

Впервые термин философия буквально означавший – «любомудрие» употребил Пифагор. Первоначально философия была наукой, объединявшей все области знания. Центром эллинской философии стал город Милет, там сложилась научная школа – ионийская натурфилософия. Она представлена видными мыслителями: Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом. Они, каждый по-своему, стремились ответить на вопрос: что лежит в основании всего сущего, чувственно-вещественного многообразия мира.

Греция подарила миру немало мыслителей, но есть среди них два особенно звучных, бессмертных имени: Аристотель и Платон.

В 387 г. Платон основал свою философскую школу, которая располагалась недалеко от Афин в роще, считавшейся посвященной местному мифическому герою Академу. Отсюда и произошло название школы Платона: Академия. Академия была передовым для того времени учебным заведением, в нем преподавались самые разные предметы. Ученики Платона изучали философию, поэтику, этику, риторику, музыку. Это было одно из первых учебных заведений древности, где серьезным образом штудировали античную математику. 18 лет провел в качестве преподавателя в Академии Аристотель, ученик Платона и в дальнейшем величайший ученый Древней Греции, читавший курсы риторики и логики.

От Платона до нас дошло 41 сочинение:

«Евтифрон», «Апология», «Критон», «Федон». «Кратил», «Теэтет», «Алкивиад I», «Алкивиад II», «Софист»,«Политик». «Парменид», «Филеб», «Пир», «Федр». «Гиппарх», «Соперники», «Феаг», «Хармид», «Лахет»,«Лисид». «Евтидем», «Протагор», «Горгий», «Менон», «Гиппий Больший», «Гиппий Меньший», «Ион», «Менексен», «Клитофонт», «Государство», «Тимей», «Критий». «Минос», «Законы», «Послезаконие», «Письма» и др. которые охватывают широкий круг проблем. Все они, за исключением «Апологии Сократа», написаны в форме диалога. Этот литературный жанр, сложился благодаря Платону. В извечном споре о том, что первично, бытие или сознание, Платон исходил из первичности сознания. Основой его философской системы является теория идей, о мире идей, где живет душа до своего появления на свет, и после смерти тела, и земном мире, который кажется Платону иллюзорным, недействительным, поэтому человек не должен дорожить своей земной жизнью. Из этого взгляда на жизнь вытекает его отрицание к искусству, к сюжетной литературе. Если действительность иллюзорна, то, следовательно, искусство уводит людей от истины. Именно эта теория оказала огромное влияние на всё последующее развитие философской мысли в мире. Идеи, по Платону, являются важными, в то время как реальные предметы – тленными, подверженными переменам. В изобилии поэтических приемов Платон превосходит лучших ораторов древности. Диалоги его пронизаны речами, в которых греки, начиная с Гомера, были великими мастерами. Диалог «Пир», например, весь состоит из пиршественных речей, каждая из которых посвящена определению эроса, т.е. любви. В «Апологии Сократа» речи Сократа на суде просты, естественны, человечески убедительны и драматичны. После вынесения ему смертного приговора Сократ обращается с речью к народному собранию. Платон также часто использует мифы или мифологические рассказы, не традиционные, а им самим созданные, которые имеют у него символический смысл, выражая его философскую концепцию. Таковы, например, мифы о периодах возраста космоса «Политик», о движении богов и душ на крылатых колесницах по небесной сфере «Федр», о небесной земле «Федон». Мудрая беседа говорящих иной раз прерывается у Платона бытовыми сценами, в которых вырисовывается живописных образ героев, обстановка, их окружающая, самая атмосфера спора. Платону в равной мере удаются веселый комизм, тонкий юмор, злая сатира («Протагор» «Пир») и глубокая проникновенная прорисовка драматических и даже трагических событий («Апология». «Критон»).

Мы с уверенностью можем сделать вывод, что диалоги Платона являют собой образец эстетического совершенства, художественного богатство аттической прозы.

Второй по очереди, но не по значению философ и ученый античности был Аристотель. Он действительно был ученым огромного диапазона: он занимался философией, логикой, эстетикой, психологией, риторикой и поэтикой. Хотя Аристотель 20 лет был учеником Платона, но в дальнейшем он проявил большую самостоятельность, выступая против основных принципов идеалистической философии своего учителя. Прежде всего, он отрицал наличие двух миров – мира идей и мира вещей, считая, что существует лишь один мир, мир материальный. Критика Аристотелем философии Платона направлена против основных принципов всех идеалистических систем. Но все же Аристотель не был до конца последовательным материалистом, он не был чужд идеалистических взглядов: так, он признает чистую форму вне содержания. Эти философские принципы Аристотеля сказались в его эстетических требованиях, предъявляемых искусству, произведению искусства и мастерству поэта. Специально вопросам теории и практики искусства посвящены «Риторика» и «Поэтика».

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Светотеневое моделирование в рисунке, освещение
Человеческий глаз не воспринимает поверхность предмета как линию; все, что мы видим,- это тональные участки. Намечая контур предмета, мы не отображаем линию (которую видеть не можем), а изобретаем ее, чтобы обозначить границу видимого. Мо ...

Мыслители Древней Греции о культуре
Древние греки использовали и такой термин, как "калогатия". Он выражал такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной красоты. Идеалом античного общества была гармонически развитая личность, в кот ...

Хасуи Кавасэ
Хасуи Кавасэ (Hasui Kawase) родился в Токио в семье торговца и родители тогда нарекли его Бундзиро (Bunjiro). Его первым учителем был Сабуросукэ Окада (Saburosuke Okada), научивший Хасуи работе с акварелью и масляными красками. Семья буду ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru