Время эллинизма в его наиболее отчетливом выражении – III-I вв. До н.э. Главенствующая черта эллинизма в политическом плане: на смену малым государствам-полисам с республиканской формой правления приходят крупные монархии с их деспотическим, бюрократическим устройством.
Свои победоносные походы Александр Македонский сопровождал основанием новых городов, таких как Александрия, Пергам, Антиохия, которые быстро выросли и стали крупными культурными и научными центрами. Из прежних сохранили свое значение лишь Афины. На завоеванных землях вместе с торговцами и ремесленниками приезжали и люди искусства. Они распространяли эллинские культурные традиции. Наблюдалось интенсивное взаимодействие и взаимообогащение восточных и эллинских культур. И это была важнейшая характеристика эллинизма.
Плодотворное развитие точных и гуманитарных знаний – привлекательная примета эллинизма. Создавались библиотеки. Библиотека в Александрии (Египет) насчитывала до 490тыс. свитков, а во время Юлия Цезаря, т.е. в Iв. До н.э. – 700тыч. Эти бесценные сокровища были уничтожены пожарами. В эпоху эллинизма стали больше читать. Раньше эллины накапливали знания, слушая ораторов, дискутируя с философами. Теперь же книгоиздание было поставлено на широкую ногу. В эпоху эллинизма вырос авторитет знаний и поэзии. В Александрии возникло нечто подобное Академии Наук, получившее название Музей. В Музее зародилась филологическая наука, предметом которой в то время был критический анализ текстов, отбор тех, которые считались достоверными, «каноническими».
В Египте и в Александрии творили ученые, составившие славу античной науки. Среди них был Евклид – великий математик; Архимед – математик, физик, астроном, инженер, основатель теоретической механики. В Александрии творил астроном и математик Аристарх Самосский. Обогатил астрономию Гиппарх, который, в частности, с точностью определил расстояние от земли до луны, а так же создал каталог звезд.
Эллинизм отмечен развитием философских школ и течений. Среди них были школы стоиков и эпикурейцев, так же пользовалась влиянием еще одна философская школа – киники, они делали акцент на этике, призывали к возвращению человека к естественному природному состоянию, аскетизму. Теорию и практику киников олицетворял философ Диоген.
В литературе эллинизма в значительной мере сузились масштабы художественного освоения действительности, она делала акцент на изображении внутреннего мира человека. Кончено, в этом были свои позитивные стороны: быт, семейные отношения стали полнее раскрываться и литературе. В то время как политическая проблематика почти исчезла. Крупные жанры сменяются «малыми» - это миниатюры, элегия, эпиграмма, идиллия, мимы, эпиллий (малый эпос). На смену монументальности, философской обобщенности пришли индивидуализация, детализация.
Наиболее значительные достижения эллинистической литературы – это новоаттическая комедия и александрийская проза.
Статьи по теме:
Творческий путь Михаила Александровича Врубеля
Творческий путь Михаила Александровича Врубеля (1856– 1910) был более прямым, хотя при этом и необычайно сложным. До Академии художеств (1880) Врубель окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1884 г. он едет в Киев рук ...
Функциональное назначение хачкаров и их создатели
Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения. На осно ...
«Веселья час и боль разлуки»
1.1 По официальным данным Козин Вадим Алексеевич родился 21 марта 1905 года. Сам он называл другую дату – 21 марта 1903 года, объясняя такое несовпадение тем, что возраст ему убавила мать, чтобы получать на Вадима продуктовый паек в тяжел ...