Античное христианство: образ и слово

Материалы о культуре » Античное христианство: образ и слово

Страница 2

Метафора сродна символу тем, что идея и образ вещи в ней взаимодействуют. Однако в ней нет "того загадочного предмета, на который ее идейная образность указывала бы как на нечто постороннее" (Лосев А.Ф. 1971: 3). Истолкование метафоры кроется в ней самой, в то время как символ может быть объяснен лишь через сложный контекст. В роли последнего может оказаться притча, квинтэссенция учения, опыт истории или опыт богообщения.

Образы пиров могут выступать в качестве метафорического иносказания, когда изображение факта священной истории одновременно указывает на несколько подобных себе событий. Пир в Кане Галилейской, когда Христос претворяет воду в вино, чудо преумножения хлебов и рыб, трапеза при море Тивериадском, – все эти образы указывают на реальность Тайной Вечери, когда чудо делается достоянием повседневности, а слово – делом. Проспер Аквитанский толкуя явление Христа ученикам при море Тивериадском как образ Евхаристии, пишет: "Великая рыба, насыщающая своею плотию учеников своих на берегу … Он Сам предлагает Себя, как рыбу, всему миру".

Словесная природа катакомбных изображений проявляется не только в том, что каждый образ здесь – иносказание, а сочетание образов – "текст"; сами композиции строятся как словесные высказывания.

Преимущественные способы расположения фигур здесь не слишком разнообразны. Художники строят многочисленные сюжетные изображения то, как монолог, то – диалогически. Такие сюжеты как "Пророк Моисей, источающий воду из скалы", "Даниил во рву львином", "Ной в ковчеге" представляют собой монологические "высказывания". Единственный "ритор", обращающийся к своему слушателю, – главное действующее лицо ветхозаветных историй, указывающих не столько на события Нового Завета, сколько на Личность его Основателя. И Моисей, и Ной, и Даниил – это иносказания о Христе. Широким жестом оратора Моисей рассекает камень, порождающий поток. "Яко испусти ударяемь воду /камень/ краесекомый, непокоривым людем и жестокосердным, … проявляше Церковь таинство. … Ребром пречистым, копием прободенным, вода с кровию истече, обновляющая завет и омывательная греха" (тропари на 3 песне канона Крестовоздвижения).

Пророк Даниил и Ной изображаются, как и Моисей, один на один со зрителем. Однако схема композиции здесь отличается от предыдущей. Если в первом случае действие изображается как речь (ораторский жест Моисея), то во втором случае слово молитвы оказывается действием. Как же выражено слово молитвы в живописи? Для этой цели в изобразительном арсенале художников II – IV вв. существовал идеальный образ-формула – оранта (или орант) с воздетыми руками. Фигура оранты, или "молящейся" есть иносказание о Церкви, которая всегда предстоит перед Богом в молитве за своих чад. Тот же образ усваивается ветхозаветным молитвенникам Ною и Даниилу, которые прообразовательно указывают на Христа. Даниил во рву львином – ветхозаветная метафора, связанная с новозаветным сошествием Спасителя во ад. Ной в ветхозаветном ковчеге сопоставляется с Главой Церкви, Кормчим ее спасительного корабля.

Диалогическая формула свойственна таким композициям как "Воскрешение Лазаря", "Крещение" и др., которые можно рассматривать как смысловые и художественные синонимы. Речь, обращенная к Лазарю, делается действием, на что указывает риторический жест Христа, вызывающего из гроба умершего. Композиция "Крещение" построена согласно той же изобразительной формуле, так как ее смыслом является обновление, как бы воскрешение человека для новой жизни.

Древняя живопись катакомб – это словесный символ, изображения, обозначающие священный текст. Чтение этого текста – приобщение к тайне античного христианства.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме:

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru