Первоисточником львиной доли аниме является исключительно японское явление – манга, дешевые, преимущественно черно-белые комиксы, пользующиеся в этой стране умопомрачительной популярностью. Лишь то, что, по некоторым оценкам, до половины печатной продукции в современной Японии – это именно манга, говорит о многом.
В сюжетном плане манга всегда не слишком хорошо соответствовала стереотипу, изображающему любые комиксы развлечением для маленьких детей. Многие авторы манги не стеснялись затрагивать в своих произведениях весьма серьезные темы, а также наполнять свои творения эротикой и насилием, что, согласитесь, плохо сочетается с образом истории для детей. Но именно это стало второй и, пожалуй, главной особенностью аниме: многообразие и неоднозначность тем, которых касались и продолжают касаться в своих творениях японские аниматоры.
Неудивительно, что, когда первая волна популярности японских мультиков захлестнула страны Запада, возникло расхожее мнение, что все аниме перенасыщено жестокостью и натурализмом. И даже в либеральной Америке репутация аниме всегда оставалась несколько неоднозначной, чтобы не сказать подмоченной. Что, впрочем, не вполне оправданно.
В Японии аниме заняло ту нишу, которая в остальном мире давно принадлежит кино, и оценивать его надо по сходным критериям. В отличие от большинства западных, эти мультики рассчитаны не только на молодых зрителей: целевой аудиторией аниме является, по сути, все население Японии. Соответственно наряду с брутальной фантастикой или эротикой, ориентированными на подростков и ставшими в некоторой степени лицом всего жанра, в аниме немало и иных направлений: волшебных приключений для самых маленьких или серьезных философских историй, которые не оставят равнодушными даже самых циничных взрослых. Причем наряду с полнометражными мультфильмами существует множество сериалов, транслируемых по телевидению, и следят за ними японские зрители с тем же упоением, с каким российские домохозяйки – за сюжетом бразильских мыльных опер.
Поклонником какого бы жанра вы ни были – фантастики, комедий, боевиков, исторических фильмов или даже порнографии, – найдутся десятки аниме, которые придутся по вкусу именно вам. В связи с этим грех не вспомнить Хаяо Миядзаки, по праву считающегося одним из лучших режиссеров в истории японской анимации. Он установил своими мультфильмами высочайшие стандарты, продемонстрировав миру, что аниме может быть умным, глубоким, психологичным… И миру осталось лишь признать это, удостоив самое знаменитое творение Миядзаки – фильм «Унесенные призраками» – премиями «Оскар», «Энни» и «Золотым медведем», который означал, что в 2002-м на Берлинском фестивале эту картину признали лучшим фильмом года. Какой еще мультфильм может похвастаться тем, что обошел достойных конкурентов из мира игрового кино?
Статьи по теме:
Понятия выставки, экспозиции и виртуальности
Уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках». Отметим, что в эти понятия различные авторы порой вкладывают самые различные смыслы. Эти тезисы носят нескол ...
Системный подход в культурологии
Системный подход в культурологии - методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры (философия культуры, теория кул ...
Анекдот как языковое средство отражения культурных
ценностей
После того как были рассмотрены теоретические вопросы определения анекдота и его характеристики как прецедентного текста, мы проанализировали около 300 анекдотов, принадлежащих англоязычному этносу и систематизировали их по тематическим г ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...