Театр Но

Материалы о культуре » Театр Но

Страница 1

Но – один из старейших японских драматических театров, зародившийся в XIV веке. Но близок к кёгэн и включает в себя черты популярных народных и аристократических форм искусства. Стиль театра развивался чрезвычайно медленно и можно проследить его корни вплоть до китайского театра Нуо.

Таким, каким Но дошёл до нашего времени, его сделали Kan`ami и его сын Zeami в эпоху Муромати, под крылом могущественного клана Асикага. Во времена Мейдзи Но потерял поддержку правительства, но вместе с кёгэн получил официальное признание как одна из национальных форм драмы.

Роли театра Но Всего выделяют четыре основных категории актёров театра Но: shite, waki, kyogen, hayashi.

shite (в центре) – исполнитель, главное действующее лицо. В пьесе Но персонаж появляется, как правило, в двух ипостасях: сначала как человек (эта роль называется maeshite), а затем как дух (nochijite). У shite есть помощник – tsure.

waki – дублёр исполнителя главной роли или же его помощник.

wakizure – спутник waki.

kyogen – исполняет интерлюдии в течение пьесы, а также играет отдельные номера между сценами пьесы.

hayashi, или hayashi-kata – музыкант, играющий на одном из четырёх традиционных для Но инструментов: флейте (fue) или барабанах (okawa, kotsuzumi или taiko).

jiutai – хор, включающий, как правило, от 6 до 8 человек.

koken – своего рода суфлёры-направляющие, как правило от 1 до 3 человек.

Обычно пьеса Но включает в себя четыре-пять категорий участников и, как правило, длится 30-120 минут, но ранее бывали и исключения – пьесы шли довольно продолжительное время, например, несколько дней.

В настоящее время насчитывается около 250 классических пьес, разыгрываемых в театрах, и все их можно разделить на несколько категорий. Наиболее распространённым критерием является содержание:

1. kami mono, или waki no (божественные пьесы). Сначала shite появляется в роли обычного человека (в первом акте), а во втором акте выступает в роли духа и рассказывает какую-нибудь мистическую историю или прославляет какого-либо духа.

2. shura mono, или asura no (воинские пьесы). Shite предстаёт в виде духа воина в первом акте пьесы, а во втором становится человеком и воспроизводит обстоятельства гибели воителя.

3. katsura mono, или onna mono (костюмированные/женские пьесы). Shite изображает женщину и исполняет несколько сложных танцев и песен из репертуара Но.

4. в эту категорию включается несколько мини-категорий, например, kyoran mono (пьесы безумных), onryo mono (пьесы духов). Пьесы, входящие в эту категорию, повествуют о настоящем времени.

5. kiri no, или oni mono (пьесы демонов). Shite играет демонов, чертей и прочую нечисть. Для этих пьес характерны яркие цвета и напряжённость действия.

Источниками для пьес Но являются: 1. средневековая история взлётов и падений клана Тайра – «Сказание о доме Хэйкэ», первоначально исполняемая слепыми монахами, которые сами же и аккомпанировали себе на биве.

2. «Повесть о Гэндзи», сыгравшая значительную роль в развитии японской культуры.

3. также в качестве источников использовались китайские сказания и японская классика периодов Нара и Хэйан.

Сцена театра Но Традиционно внутри театр Но представляет собой павильон, выполненный из дерева hinoki и стилизованный под храмовое убранство. По углам расположены четыре колонны, названные в зависимости от обыгрываемого возле них действия пьесы. На рисунке под номером 13 находится metsuke-bashira, или «колонна поиска», которая названа так потому, что возле неё встречаются исполнители главных ролей. В правом дальнем углу, рядом с флейтистом располагается колонна fue-bashira (15). В ближнем правом углу располагается колонна waki-bashira (14), рядом с которой находится место помощника исполнителя главной роли. И, наконец, в левом дальнем углу располагается shite-bashira (12), рядом с которой обычно выступает shite. Также на рисунке цифрами обозначены следующие позиции:

1. hashigakari; 2. место игры kyogen; 3. обслуживающий персонал; 4. taiko (барабан зажат между коленей); 5. otsuzumi (барабан держится на плече); 6. kotsuzumi (барабан держится у пояса); 7. флейтист; 8. хор; 9. место сидения waki; 10. место игры waki; 11. место игры shite.

Пол сцены отполирован для того, чтобы актёры могли легко по нему скользить, а под полом находятся огромные горшки, усиливающие резонанс, когда актёры с силой топали по нему. В результате сцена возвышалась над землёй примерно на 1 метр. Задняя часть сцены украшена изображением сосны. На этот счёт существует несколько мнений, но отдельно стоит выделить два из них: согласно первому убеждению орнамент сцены представляет собой знаменитую сосну из храма Касуга в Наре, а согласно второму – это изображение относит зрителей к тем временам, когда пьесы Но игрались в природных условиях.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Трактовка принципов дендизма в творчестве Оскара Уайльда
Ко второй половине 19 века дендизм окончательно стал фактом литературы и эстетики. Новый этап в развитии дендизма был связан с творчеством авторов второй половины и рубежа 19—20 веков — Ш. Бодлера, О. Уайльда, Ж. К. Гюисманса. В это время ...

Английская живопись XVI века
Отблеском великого средневекового искусства Англии являются лишь некоторые английские картины на стекле первой половины XVI столетия. Их исследовал Уистлек. Нам придется ограничиваться по поводу их лишь немногими замечаниями. И в этой обл ...

Живопись второй половины XVIII в - жанр портрета
Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы. Поколение художников, выступившее на рубеже 60–70-х годов, в кратчайший срок выдвинуло русски ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru