Эти речевые условия связаны с тем, в каком виде словесности возможен переход к действию. Общая картина эффективности видов словесности выглядит следующим образом (см. таблицу).
К этой таблице необходимо дать следующие пояснения. Роды словесности, отмеченные номерами по порядку, характеризуются по их эффективности. Под эффективностью понимается потенциально возможный результат речи в данном виде словесности, достижимый тогда, когда речь ведется успешно. В этих условиях речь может вызвать эмоцию, которую создатель речи навел на аудиторию. Речь может привлечь внимание к какой-либо теме или предмету. Речь может сообщить знание о чем-либо. Речь может научить навыкам поведения или обращения с чем-либо. И, наконец, речь может перейти в неречевое действие (заставить идти куда-либо, сделать что-либо, переместить что-либо куда-либо и т.п.).
Если в таблице в строке, обозначающей вид словесности, стоит знак «– » («минус»), то это значит, что данный вид речи не предназначен для такого вида эффективности. Так, судебная и совещательная речь не предназначена для вызывания внимания, распространения знаний, научения навыкам. Она не должна непосредственно приводить к действиям. Задача этих видов речи – вынести решение, выраженное словесно, в котором отразилось намерение судей или участников собрания.
Гомилетика (учебная речь, проповедь, пропаганда) не предназначена к тому, чтобы в результате ее возникало намерение совершить определенное действие. Ее цель – сформировать знания и убеждения.
Научная литература не предназначена к тому, чтобы вызывать эмоции, а художественная литература не предназначена для обучения навыкам, и оба вида литературы не должны переходить в конкретные действия или намерения их совершить.
Массовая информация и реклама не являются инструментами распространения знаний и обучения навыкам. Они – инструмент массового управления.
Все те случаи, где в таблице отмечены минусы, означают, что этот вид словесности не должен производить соответствующий эффект. Слова «не должен» не означают, что вообще никогда не может.
Так, судебная речь в суде Линча может привести прямо к исполнению приговора, т.е. к действию (судьи являются и исполнителями приговора). Но такой вид речи не различен с диалогом и с совещательной речью. Речь в суде Линча не дифференцирована как вид словесности и потому запрещена как общественное явление.
С другой стороны, неискушенный читатель может воспринимать литературное произведение как реальность и вести себя соответствующим образом. Неискушенный потребитель массовой информации и рекламы может воспринимать сообщаемые сведения как действительные знания каких-то законов природы или общества, хотя эти тексты содержат всего лишь сообщения о фактах.
Рассматривая таблицу, убеждаемся в том, что переход к действию возможен только после диалога, обмена письмами и документами.
Статьи по теме:
Что такое «аниме»
Японское слово «аниме», означающее «анимация», происходит от английскому слову «animation» (яп. アニメーション [анимэ:сён]), заимствованному и сокращённому до трёх слогов. Несмотря на несколько бо ...
Сюжеты скуфьи купола, связанные с образом Христа Пантократора
I.) По периметру медальона с образом Христа Пантократора, расположенного персями к алтарю, главой – к западу, могут быть изображены:
1. Силы Небесные (архангелы в лоратных одеяниях, как в Софии Киевской, 1137-1061/67 гг., Палатинской кап ...
Семантическая и стилистическая специфика анекдота
как прецедентного текста
Принимая анекдот за прецедентный текст, мы имеем в виду и то, что он (анекдот) обладает целостностью формы и содержания. Все анекдоты имеют четкую сюжетную линию: это и рассказ об обычаях, и рецепт счастливой семейной жизни, и предупрежде ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...