Модернизм

Материалы о культуре » Модернизм

Страница 1

В искусстве XIX и XX веков, при всей сложности, неоднородности, а под час и спутанности художественных процессов, можно тем не менее проследить две главные линии исторического развития. Одна из них связана с восхождением от романтизма к реализму, сначала критическому, а затем социолистическому. Другая – с возникновением и дальнейшей эволюцией модернизма. Если соцреализм наследует достижения реалистического искусства прошлого, то модернизм словно впитывает в себя реакционные моменты в предшествующем художественном развитии. Художественные процессы современности как раз и определяются борьбой реализма и модернизма.

Модернизм – термин суммарный, обозначающий множество не похожих друг на друга , разнородных и противоречивых художественных направлений в мировом искусстве последнего столетия. Этимологически этот термин происходит от слова modern – новый. Он имеет тот же корень, что и слово «мода», и нередко употребляется в значении «новое искусство». Было бы, однако не верно сводить смысл понятия к этимологии термина.

К синонимам модернизма не редко применяется термин «декаданс» (decadence – приходящий в упадок). Оба эти термина, возникшие во второй половине XIX века, употреблялись, а порой употребляются и сейчас как равнозначные. Между тем понятие модернизма более широкое, суммарное; понятие декаданса – уже и определенее в своем содержании. Декаданс – это первая стадия в развитии модернизма, характерезующаяся приемущественно упадочными настроениями и пессимизмом, самодавлеющим эстетизмом и отходом искусства от общественных проблем. Модернизм же вцелом включает не только декаденские тенденции и направления, а и течения, боровшиеся с декаденсом.

Прогресс искусства в XIX веке имел противоречивый характер. В его двойственности коренилась возможность различных путей исторического развития.

Раскол искусства на почве «отчуждения» от действительности возник уже в творчестве романтиков. Одним из последствий этого раскола явился своеобразный парадокс, который условно можно назвать «обратно пропорциональным отношением искусства к жизни». В представлениях художников, которые абсолютно не принимали действительность, получилось, что чем меньше в искусстве жизни, тем больше оно является искусством, и наоборот; иначе говоря, - максимальное развитие художественного начала трбует полного отрешения от жизни, максимальное же приближение к реальности с этой точки зрения убивает искусство.

Утрата синтементальных иллюзий сказалась уже в натурализме, который на первых этапах своего развития в прошлом веке во многом представлял собою кризисное явление, явился одним из последствий переживавшийся реализмом духовной драмы. Принципиально далекий от утопизма, натурализм в существе своем примиряется с окружающей действительностью как с некой «данностью», давлеющей над человеком и неподвластной ему. Здесь заложена предпосылка многих дальнейших модернистских направлений.

Разуверившись в идеалах действительности и в возможностях изменения ее антигуманности, художники стали противопоставлять ей художественную деятельность как таковую, которая будучи полностью лишенной реалистического идеала и отделенной от жизни, стала чисто формальной. Последовательное развитие формализма в искусстве явилось закономерным следствием позиции «искусства для искусства», которую стали занимать многие художники, начинающие порывать с реальностью.

Обоснования формализма не замедлили появится в теории. Одним из первых его провозвестников стал К.Фидлер, выдвинувший ряд эстетических положений, давших исток многим последующим формалистическим взглядам, исповедовавшимся модернистсими течениями. Он писал: «В художественном произведении форма должна сама по себе образовывать материал, ради которого и существует художественное произведение. Эта форма, которая одновременно является и материалом, не должна выражать ничего, кроме самой себя; все, что помимо этого выражается в ее свойствах художественного языка, лежит по ту сторону искусства… Содержание художественного произведения есть ни что иное, как само формообразование».

Критическое неприятие действительности, лишившись позитивной (хотя бы и илюзорной) опоры, перерастает в некоторых направлениях модернизма в эстетизацию безобразного, начавшуюся уже у Бадлера в его знаминитых «Цветах зла». Постепенно развивается восприятие мира как кошмара и хаоса. В направлениях модернизма эта тенденция выражается по-разному – отчасти в символизме, фовизме, кубизме, в особенности.

Ирония, как принцип творчества, которая у романтиков распространялась на явления жизни и на самого художника (на объект и субъект искусства), теперь стала распростронятся на художественную деятельность как таковую.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Киновойны
В 1907 году, когда Гриффит увлекся кинематографом, мир кино находится на грани хаоса. Этот мир в основном контролировался изобретателями причастными к созданию проекционной аппаратуры . Многие из них были заняты взаимными разборками, изве ...

Иконография апостола Петра
Иконография апостола Петра имеет три варианта. Архетипом первого является икона благовещенского иконостаса. Образцом дл второго типа послужил образ Петра из деисусного чина Успенского собора во Владимире. Все остальные известные чиновые и ...

Рецензия на ток-шоу «Пусть говорят» с Андреем Малаховым
Настоящие невыдуманные истории людей задевают больше, чем пафосные рассуждения на общие темы, потому что, вынося на обсуждение частную проблему отдельного человека, отдельной семьи, мы говорим о том, что волнует всех без исключения. Глав ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru