Культурология - история термина, генезис науки в России

Материалы о культуре » Культурология - история термина, генезис науки в России

Страница 1

Культурология, наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостностом феномене. О предмете и месте К. в системе научного знания не сложилось единого мнения. В Оксфордском словаре указывается на то, что слово Kulturologie впервые использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1913, а английский термин culturology первым употребил в 1949 американский антрополог Л. Уайт. После чего термин К. встречался в литературе лишь несколько раз — в 1949,1956,1957. В том же словаре К. трактуется как наука или учение о культуре (The Compact Oxford English Dictionary. New Edition. Oxford: Clarendon Press, 1994). В словаре Вебстера фиксируется: «Culturology — наука о культуре; более специальный смысл: некая методология, связанная с именем американского антрополога Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии и технологии) — в качестве независимых от не-культуры факторов (от климата, человеческого тела, наших желаний и целей)» (Webster's Third New International Dictionary of the English Language Unabridged. Springfield, Massachusetts, USA: Memam-Webster Inc., 1993). Прямой аналогии отечественной К. в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от российской традиции, связывающей понятие культуры прежде всего с художественной и просветительской практикой, за рубежом культуру трактуют преимущественно в научном, а именно социально-этнографическом смысле.

Сложившиеся в отечественной литературе точки зрения можно разделить на две группы: а) изоляционистскую позицию, согласно которой у К. свой, непохожий на другие науки, подход, и б) интегративистскую, в основании которой лежит убеждение, что К. — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Изоляционистская точка зрения заключается в сведении, а затем и подмене К. другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией. В последнее время российские ученые склоняются в пользу интеграционистского подхода. Его сторонники понимают К. как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и др. Они выступают против сведения К. исключительно к философии культуры или к истории искусства. Интеграционистский подход имеет те преимущества, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской К. будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в государственном образовательном стандарте, где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации «Культурология» отнесены теория культуры, история культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний язык. К. не является монодисциплиной в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной наукой. Но если К. несводима к антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что проблематика данных наук не входит в предметное поле К. Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Иконография
Икона Иверской Божией Матери представляет собой иконографический тип Одигитрии, строгость которого несколько смягчена проявлением чувств Матери и Младенца: Богородица слегка наклонила голову к Сыну, а Христос протягивает к ее указующей де ...

Кубофутуризм
Картина “Точильщик” (“Принцип мелькания”), написанная Малевичем в 1912 году, в перспективе времени превратилась в классическое полотно русского кубофутуризма. Вспомогательное название лучше всего говорило о том, чего добивался автор. И, д ...

Академизм второй половины XVII
Академизм второй половины XVII века выражал господство разума над чувствами, ясность мысли и формы, четкость и строгость рисунка. Это направление школы, с одной стороны, вносило дисциплинирующее начало в искусство и творчество, с другой — ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru