К древнейшим храмовым постройкам принято относить святилище Аполлона в Фермоне (или Фермосе, Этолия).
Среди разновременных построек святилища Аполлона в Фермоне как пример самого древнего сакрального памятника принято рассматривать т. наз. мегарон Б, функционировавший как храм с X в. до Р.Х., либо с самого начала IX в. до Р.Х57. Мегарон Б выстроен недалеко от мегарона А, жилой постройки микенского времени58, относимой к апсидальному типу59 и состоящей из нескольких помещений (вход–вестибюль, замкнутый в анты и большое прямоугольное в плане помещение с очагом, которое завершается овальной апсидой). Как и мегарон А, мегарон Б состоит из входа–вестибюля и главного помещения с очагом. Главное помещение имеет более прямоугольный план, следы апсиды, завершающей здание не прослеживаются. Стены мегарона Б были слегка наклонены внутрь, что вызвало предположение о возможности использование в качестве перекрытия свода, образованного сходящимися стенами60. Постройка выполнена из необожжённого кирпича, проложенного деревянными балками61. Как отмечает Б.Р. Виппер, "в постройке Б нужно отличать …два разнородных, хронологически и конструктивно, элемента: ядро здания, его целла, является, несомненно, более древней частью и первоначально тоже служило жилым помещением, мегароном. На юг мегарон Б открывался портиком с антами, причём концепция ант вполне соответствовала раннеэлладским традициям, как их можно было наблюдать в мегароне второго троянского стиля"62. В X или в самом начале IX вв. до Р.Х. произошло превращение мегарона в храм путём замены очага алтарём и окружения целлы колоннадой63. Целла обнесена колоннадой с трёх сторон по овальной линии, спереди колоннада поставлена в прямой ряд, благодаря "…этому размещению колонн и покрытие храма имело двойственный характер: спереди оно заканчивалось фронтоном, а сзади — коническим сводом или трем скатами"64. В VII в. до Р.Х. на месте разрушенного мегарона Б был выстроен храм Аполлона, "… сохранивший… в своей узкой, длинной целле, разделённой на два корабля, память об элладских традициях65". Б.Р. Виппер указывает, что "история святилища Аполлона в Фермосе имеет исключительно важное значение для изучения генезиса греческого храма. Первоначальная концепция греческого храма возникла не из микенского мегарона, а из более древних традиций элладского жилого дома, и только в позднейшей эволюции отдельных конструктивных форм всплывают некоторые пережитки микенского мегарона, как, например, более пологий скат крыши, колонны между антами в портике, форма капители, большее равновесие между длиной продольных и поперечных стен храма и т.п."66.
Статьи по теме:
Вопросы политических идеологий
Культура страны представлена всеми формами культуры и культурами народов, ее населяющих, а ее территория со всем объемом материальной культуры, расположенной на этой территории, объединяет эти народы. Регулярно осуществляется отбор правил ...
Основные этапы развития
риторики в России
История русской риторики непосредственно связана с русской общественно-политической историей. Время создания основных риторических трудов совпадает со временами общественных ломок и преобразований.
По мнению одного из исследователей исто ...
Культура и культурология
Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей.
Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит ...