Московская культура в XVI веке

Материалы о культуре » Московская культура в XVI веке

Распространение грамотности и просвещения вызвало к жизни специальные ру-ководства по грамматике (азбуковники) и арифметике. Образованные люди хорошознали не только русский язык, но и многие иностранные языки. Известны случаинаправления молодых людей для обучения в Константинопль и другие культурныецентры того времени. Писали на привозной и очень дорогой бумаге. Книги по-прежнему переписываливручную, стоили они дорого, их ценили и берегли. Широкую известность приобрелабиблиотека Ивана Грозного, который направлял за книгами даже в другие страны. Иван IV решил приступить к постановке печатного дела. В Москве тогда былатипография, выпустившая семь так называемых анонимных книг, то есть книг безуказания типографии и автора. Возможно, основателем анонимной типографии былСельвестр - один из руководителей Избранной Рады, а Иван Фёдоров и его соратникПётр Мстиславец работали в ней. Строительство государственной типографии нача-лось в 1553 году на нынешней Никольской улице, а 19 апреля 1563 года типографияоткрылась. Первой книгой, которую набрали и напечатали в этой типографии, был"Опостл". Всего за вторую половину 16 века было напечатано 20 книг.

Иван Грозный был заказчиком Лицевого летописного свода - своеобразной эн-циклопедии мировой и отечественной истории. До нас дошло 10 томов энциклопедии.Из кружка митрополита Макария вышла Степенная книга. Она представляла собой неизложение событий по годам, а целостное историческое повествование с особым под-ходом к фактическому материалу, который размещался по княжениям предков ИванаIV. Крупнейшее литературное произведение 16 века "Великие Четьи-Минеи" - это 12томов для чтения по месяцам, содержащие в основном жития русских святых. В живописи 16 века было две тенденции. Во-первых это проникновениесветских, исторических мотивов во фрески, стенные росписи. Об этом можно судитьпо сохранившейся стенописи Архангельского собора. Во-вторых в живописи всё боль-ше наблюдается стремление и изяществу, миниатюрности и тщательности отделкиизображения.

В каменное строительство привносились традиции русского деревянного зод-чества, на основе традиций деревянных шатровых сооружений появляются каменныецеркви в виде башен. Наиболее ранний образец - шатровая церковь Вознесения в Ко-ломенском, поставленная в 1532 году. Позднее в подмосковном селе Дьякове былапостроена церковь Иоанна Предтече. Самый живописный храм того времени - соборПокрова на Рву, позднее получивший название храма Василия Блаженного. Соборсостоит из девяти башен - церквей с восьмигранным столпом посередине. Столпувенчан шатром, вокруг которого идёт галерея, соединяющая все церкви. Построен-ный в честь взятия Казани, храм Василия Блаженного стал своеобразным символомМосквы и России.

Статьи по теме:

Исторические предпосылки
XVII век. Новое время, эпоха барокко. Загадочным образом эта эпоха все еще живет в нашем сознании, ее новизна не устарела без малого четыре столетия. Драматическая напряженность мироощущения, интенсивность духовной жизни чувствуется на ра ...

Архангельский собор
Архитектор Алевиз Новый. Этот итальянский зодчий возвел весьма внушительное создание, ставшее усыпальницей великих князей. При этом Архангельский собор отличается изяществом и нарядностью. В основе здания – традиционная крестово-купольная ...

Публичные выступления
Примерно с этого времени, хотя он жил в некотором отдалении от общества, Хокусай, завоевав определенный авторитет, часто демонстрировал свое искусство на публике. В 1804 на территории храма Эдо художник нарисовал изображение Бодхидхармы р ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru