Изготовление матрешки

Материалы о культуре » Матрёшка » Изготовление матрешки

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок . Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка -от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "берендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль : обязательно шаль, передник и сарафан , при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом- Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как формa, цвет, количество, размер.

Статьи по теме:

Древнеримская риторика
В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римска ...

Дягилев. Великий вождь авангарда
«Меценат европейского толка»: так сам себя называл этот человек, ставший символом целой культурной эпохи, сумевший соединить предпринимательство и высокое искусство – пусть и несколько затейливым способом. Самый известный художественный ...

Труд
.Эй, садись ко мне дружок, Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Там уж поприще широко, Знай работой да не трусь. Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь. Н. А. Некр ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru