Цикл ряда традиционных 12 икон

Материалы о культуре » Иконография древних икон Гостинопольского монастыря » Цикл ряда традиционных 12 икон

Страница 2

"Сретение". На гостинопольской иконе сретение происходит перед престолом, над которым возвышается киворий или сень. (Престол сильно сдвинут в правую сторону, относительно кивория). На фоне сени располагается только одна фигура Богоматери. Она жертвенно простирает руки, покрытые мафорием. Они сливаются с престолом в одну линию, что напоминает о символическом уподоблении рук Богоматери престолу, на котором возлежала Жертва – Богомладенец. Только что произошла передача Сына Праведному Симеону. Старец, склонившись, держит Богомладенца, который сидит на "старческих" руках, "как на престоле". Покровенным рукам Симеона соответсвует реальный престол, располагающийся ниже.

Богоматерь сопровождают св. пророчица Анна дочь Фануилова … вдова лет восьмидесяти четырех (Лк. 2, 36) (свиток, который она обычно держит в руках, скрыт за фигурой Богоматери), а также св. Иосиф, несущий в складках плаща жертву бедных родителей – двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 12, 8).

Композиция "Сретение", представленная на гостинопольской иконе, принадлежит к асимметричному иконографическому типу. Он возник в древнее время, первоначально не получил широкого распространения. Его активно используют в раннепалеологовское время (фреска художника Каллиергиса 1315 г. в церкви Христа Спасителя в Веррии), а также росписи сербские и греческие – фрески в Малеграде на озере Преспа (1368-69г.), в церкви св. Афанасия в Костуре (1388-89гг.).47

Для византийских и русских памятников более популярна была симметричная иконографическая схема. Она утвердилась в московском искусстве, начиная с 1408 года (праздничные иконы "Сретения" иконостасов Успенского собора во Владимире (ГРМ) и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавы (1425-27гг.).48 Подобная схема встречается и в новгородских памятниках (на "четырехчастной" иконе из Георгиевской церкви и на Софийской таблетке).49 Более редкий асимметричный извод использован в иконе Благовещенского собора Московского Кремля,50 позднее – в празднике из Кашинского иконостаса (1449-50гг.).51 В новгородском искусстве эта схема встречается во фреске Успенского храма на Волотовом поле52.

Особенность иконографии гостинопольской иконы состоит в совмещении элементов архитектурного фона симметричного извода с расположением фигур асимметричного типа. Столь необычное решение не встречается на других памятниках этого сюжета. На изучаемой иконе отсутствует также традиционный велум, символически соединяющий Ветхий и Новый завет, обычно присутствующий в асимметричной композиции Сретения.

Фигуры Богоматери, пророчицы Анны и Праведного Иосифа представлены на гостинопольской иконе статично, что более характерно для симметричного извода, где передано молитвенное предстояние после передачи Богомладенца. (Тогда как в асимметричной композиции обычно обыгрывается мотив восхождения, торжественного шествия к Праведному Симеону, что передается движением фигур и ритмом).

Сходство гостинопольской иконы Сретения с симметричным изводом усиливается вследствие того, что Младенец находится на руках Симеона. Симметричный рисунок палат и центрирующий всю композицию киворий усугубляют причудливое наслоение двух иконографических схем праздника в изучаемом памятнике.

"Преполовение". На иконе представлен эпизод евангельского текста: родители Христа Иосиф и Мария застают юного Отрока, беседующим с учителями в Иерусалимском храме. Двенадцатилетний Христос, облаченный в золотой хитон и гиматий, восседает посреди книжников, расположенных симметрично по трое. Его фигура развернута в три четверти и обращена в сторону левой группы иерусалимских старцев. Поучающий отрок слегка склонился к иудеям, простирая к ним правую руку. В левой – юный Христос держит свернутый свиток, как символ тех "глаголов жизни",53 которые он возвещает иудеям. Учителя представлены в разнообразных позах, жесты их протянутых ко Христу рук передают своим разнообразием бурный характер их полемики, их неприятия и отторжения учения Христова. Часть книжников взирает на отрока с удивлением ("дивилися разуму и ответам Его"),54 другие "непокоривые"55 отвернули от юного Спасителя головы, не принимая Его слов.

Фигура Христа Отрока располагается на фоне храма ротонды. Рядом изображена отдельно стоящая арка, имеющая символическое значение, напоминающая о евангельском чтении на Утрени, где Христос уподобляется двери ("Аз есмь дверь" Ин. 10). В левой части архитектурного фона мы наблюдаем стену Иерусалимского храма с вратами, в правой – здание с входными колоннами и приоткратой завесой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме:

Сад чайной церемонии
Созданием этих садов чаще всего занимались монахи в монастырях, т.к. далеко не все японцы могли себе позволить развести чайный сад на своём участке земли. Идея такого садика дошла до нашего времени не только в качестве современного народн ...

Театр Но
Но – один из старейших японских драматических театров, зародившийся в XIV веке. Но близок к кёгэн и включает в себя черты популярных народных и аристократических форм искусства. Стиль театра развивался чрезвычайно медленно и можно прослед ...

Культурология - продукт современной культуры
Было бы странно считать, что проблемы культуры не исследовались наукой, пока не было произнесено слово "культурология". Шаманизм в этнографии, рыцарство в истории, влияние Байрона и Пушкина в литературоведении, конфликт "жи ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru