Одежда – часть не только материальной, но и духовной культуры разных народов, вбиравшая их традиции и мировоззрение от самых истоков цивилизации.
На эволюцию одежды влияли многие факторы: климат, местные традиции и иностранные заимствования, состояние экономики и технические новшества. Она защищает человека от холода, является составляющей религиозного ритуала, сословно-различающим, этическим, эстетическим элементом и произведением искусства.
Одежду Айны изготовляли из вязового лыка и украшали геометрическими узорами. Еще делали костюмы путем обработки кожи и растительных волокон.
Традиционная одежда (мужская) у Нивхов состояла из штанов и халата, сшитых из рыбьей кожи или бумажной материи. Зимой носили шубу из собачьего меха, мужчины поверх шубы надевали юбочку из нерпичьей шкуры. Головной убор - наушники, меховая шапка, летом коническая берестяная или матерчатая шляпа. Обувь из тюленьей и рыбьей кожи.
Одежда Эвенков состоит из ровдужных или суконных натазников (хэрки), ноговиц (арамус), распашного кафтана из оленьей шкуры; под него надевался нагрудник, сшитый из меховых полосок и завязанный сзади. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах. Одежда украшалась полосками козьего и собачьего меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками.
Позднее летний кафтан стал делаться из сукна, зимний — из оленьих шкур. Зимой шею и голову обматывали шарфом из хвостов пушных зверей. Эвенки носили капорообразного покроя шапки, отороченные мехом. У них было распространено ношение мужчинами сложенных широким жгутом платков, повязанных вокруг головы. Летняя обувь делалась из кож, сукна, ровдуги; зимняя — из оленьего меха.
Когда знакомишься поближе с национальными эвенкийскими костюмами, унтами, шапками, образцами орнаментов, вышивок, с красиво оформленными нагрудниками, поясами, поражаешься искусной технологии их исполнения. Национальный наряд эвенков существует многие сотни лет. Их одежда на вид очень проста, и вместе с тем она очень сложна. За ее простотой – уникальный крой и веками отшлифованная технология шитья и обработки материалов. В процессе выделки оленьи шкуры становятся эластичными,
мягкими, тонкими и пушистыми. От одежды, как тогда считали, зависела удача на охоте, здоровье семьи, ее будущее – дети, а значит, и вся жизнь.
Тысячелетиями складывалась и форма национальной одежды эвенков. С течением времени она претерпевала некоторые изменения, но основа кроя, материал и орнаментация остались неизменными. По сложившимся определенным канонам у изделий был единый общепринятый покрой, который мастерица не имела права нарушать, его передавали из поколения к поколению.
Из рыбьих, оленьих, лосиных кож и шкур и из других материалов изготавливали национальную одежду. У Нанайцев тип одежды зависит от пола, сезона и назначения (повседневная, праздничная, промысловая, свадебная, погребальная, ритуальная).
Одежда мужчин состояла из верхнего халата, коротких штанов, длинных штанов, нательного белья, ноговиц, нарукавников, накидки на голову и плечи, шапки, наушников, обуви, обуви, меховых чулок.
Мужская одежда у Ороков — распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у охотников — юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой мужчины надевали поверх кожаный передник. Летний головной убор — большая берестяная в форме невысокого конуса шляпа, а зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками. Обувь — унты из рыбьей кожи поверх ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур.
Статьи по теме:
Исландские саги
Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса — низание — один из очень интересных, но малоизвестных видов народного творчества.
Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популя ...
История военного мундира
История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц истории культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке. Однако, существование сп ...
Европейская культура и бытовое исповедничество славянского мира
В заключительной речи на конгрессе «100 лет Р.О.Якобсону» В.Н.Топоров говорил, что у нас долг перед Якобсоном (прежде всего, разумеется, моральный, исследовательский). «Я опасаюсь, — продолжал он, — что в якобсоновской эйфории мы забудем ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...