Чудотворная икона Божией Матери Остробрамской написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер образа 165 х 200 см. Икона относится к достаточно редкому типу изображения Богоматери без Младенца в руках. Богородица изображена по пояс, с склоненной головой и опущенными глазами. Ее руки скрещены на груди.
Нынешнее внешнее убранство иконы изобилует всевозможными регалиями. На голове Девы Марии находится двухъярусная корона - барочная корона Королевы Небес и рокайльная корона Королевы Польши. Позолоченная серебряная риза, выполненная в барочной манере виленскими мастерами в конце XVII века, полностью закрывает фигуру, оставляя открытыми только лик и руки. Внизу икона украшена серебряным полумесяцем - вотумом 1849. Нимб Богоматери окружен острыми лучами сияния со звездами.
В католическом мире бытует убеждение, что икона Остробрамской Богоматери западного происхождения. Католики видят в ней образ Непорочной Девы Марии, который возник в западно-европейском искусстве во второй половине 16 века. В 1927 году, во время реставрации иконы перед ее коронацией, проводимой проф. Я. Рутковским, специалисты выявили под верхним слоем, писанным масляными красками, более древнее письмо, писанное темперой, а также следы известковой грунтовки. Вильнюсский исследователь профессор И. Ремер пришел к заключению, что икона писалась в XV или XVI веке. Делались попытки и более точной датировки образа. Так, некоторые специалисты полагают, что Остробрамская икона была исполнена в 1620-1630-е годы и, вероятно, воспроизводила первообраз, созданный нидерландским художником Мартеном де Восом.
В православной традиции принято считать чудотворный образ византийской иконой глубокой древности. В 1829 г. при снятии ризы в процессе реставрации на иконе была выявлена древняя славянская надпись - хвалебная песнь Богородице «Честнейшую Херувим». Существует мнение, что первоначально икона являлась частью композиции Благовещения, отчего образ в древности назывался Корсунским Благовещенским. Дева Мария в этой трактовке считается представленной в момент явления Ей архангела Гавриила, соответствующая часть изображения которого утрачена.
В православном понимании жест скрещенных рук Богоматери на Остробрамском образе указывает на момент, непосредственно предшествующий Воплощению Слова Божия - момент принятия Девой Марией Благой вести («Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. I, 38). Если провести аналогию между изображенным жестом Богоматери и священнодействиями, совершающимися во время Божественной Литургии, можно вспомнить о жесте скрещивания рук священника с потиром и дискосом во время святого возношения. Такое сравнение открывает еще одну содержательную грань Остробрамского образа - участие Девы Марии в тайне совершенного на Кресте Искупления. Показательно, что подобный жест встречается также на таком богородичном иконографическом изводе, как «Божия Матерь Ахтырская», где Богородица представлена у подножия Креста со скрещенными на груди руками.
Более поздний вид Остробрамской иконы Божией Матери с необычным ореолом над Ее головой добавляет еще одну трактовку образа. Солнечный нимб Богородицы, между лучами которого вкраплены звезды и месяц, заставляет вспомнить атрибуты таинственной Жены из книги Откровения св. Иоанна: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна и на голове ее венец из двенадцати звезд» (Откр 12, 1). Тем самым, Божия Матерь Остробрамская одновременно является и светозарной Женой, облеченной в солнце небесной славы, Которая непрестанно молится за Церковь.
Статьи по теме:
Искусство русского централизованного государства конца XV–XVI века
В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным к ...
Рецепт: взять чужую идею
Ответить на вопрос, что такое аниме, одновременно и просто, и сложно. Формулировка «японские мультики» слишком однобока и не дает практически никакого представления о том, что же этот жанр представляет собой на самом деле. При первом знак ...
История военного мундира
История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц истории культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке. Однако, существование сп ...