Понятия выставки, экспозиции и виртуальности

Материалы о культуре » Возможности виртуальных экспозиций » Понятия выставки, экспозиции и виртуальности

Уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках». Отметим, что в эти понятия различные авторы порой вкладывают самые различные смыслы. Эти тезисы носят несколько сумбурный характер, но это и не столь важно для нашего исследования, а скорее нам нужно бы поставить для обсуждения некоторые вопросы, касающиеся ВЭВ и носящие терминологический характер; такое обсуждение позволило бы уточнить смыслы.

В Музейной энциклопедии даны определения понятий «Выставка» и «Экспозиция»:

«Экспозиция музейная (ЭМ) – целенаправленная научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. ЭМ составляет основу коммуникации музейной».

«Будем в дальнейшем ориентироваться на эти определения.

Заметим также, что с другой стороны, в соответствии со сложившейся традицией, выставка (или экспозиция) может рассматриваться как один из видов традиционных публикаций (тп). Причем очевидно, что в приведенном выше определении речь идет о реальных предметах, выставленных в реальном экспозиционном пространстве, как собственно это и происходило во всем мире почти до конца прошлого века.

Виртуальность (Виртуальное окружение) - взаимодействие человека с синтезированными на компьютере трехмерным пространством. Виртуальное окружение помещает участника внутри информационного пространства. Это моделирование присутствия в машинно-генерируемом мире приводит к новой парадигме взаимодействия человека с компьютером и генерируемым им миром.

Вот уже несколько десятилетий в сфере представления информации о культурном наследии, все большее место занимают электронные публикации (ЭП). Под электронной публикацией предлагается понимать «совокупность данных (текст, статические и движущиеся изображения, звук), записанных в цифровой форме на машинном носителе или в памяти компьютера и предназначенных для восприятия человеком с помощью аппаратных и программных средств» (Л.Я.Ноль Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. 2007).

Целый ряд ЭП, в которых представлены данные о коллекциях музеев, по-существу могут быть определены как выставки (экспозиции), представленные в электронной (цифровой) форме. Такого рода публикации можно встретить как в Интернет, так и на дисковых носителях (CD, DVD). По моему мнению, такого рода ЭП вполне правоверно называть электронными выставками (экспозициями).

На сайтах ряда музеев мы можем встретить электронные публикации, которые позиционируются авторами как виртуальные выставки. На самом же деле подавляющее большинство таких публикаций являются электронными каталогами, или электронными альбомами, а порою – просто пресс-релизом выставки.

На мой взгляд, виртуальная выставка – это один из наиболее продвинутых видов ЭП о музейных коллекциях, важнейшим свойством которой является представление в экспозиционно-выставочном пространстве электронных копий музейных предметов. Естественно, что такая ЭП должна удовлетворять обычным требованиям, традиционно предъявляемым к выставке.

По моему мнению, к классу виртуальных выставок можно отнести также и ЭП, выполненные в технологии VolumePhoto (например, выставки «Итальянское искусство – от Джотто до Пикассо» и «Модильяни», представленные на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина )

Порою, виртуальная выставка может быть так искусно вплетена в ткань традиционной выставки, что грань между ними становится размытой. Например, в некотором смысле можно отнести к виртуальным выставкам и известный проект Государственной Третьяковской Галереи - Александр Иванов «Библейские эскизы».

Статьи по теме:

Мастерство Репина
Илья Ефимович Репин (1844–1930) родился на Украине, в Харьковской губернии, у украинских иконописцев познакомился с начальными навыками ремесла. Но первым учителем считал Крамского, с которым встретился в Рисовальной школе Общества поощре ...

Искусство революционно-демократических идей
Искусство передвижников было выражением революционно-демократических идей в отечественной художественной культуре второй половины XIX в. Бытовой жанр в лучших произведениях передвижников лишен всякой анекдотичности. Социальная направленно ...

Творчество Василия Ивановича Сурикова
В творчестве Василия Ивановича Сурикова (1848–1916) историческая живопись обрела свое современное понимание. Это художественно воссозданная национальная история, главным героем которой является народ. Суриков – сибиряк, родом из Краснояр ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru