«Я всегда только Русью и жил…»
Васнецов В.М.(Из воспоминаний)
Принято считать, что основной темой творчества Васнецова была русская история и фольклор. На самом же деле он
был весьма многогранным мастером и в жанровом плане, и
по технике исполнения.
Кроме картин бытового жанра Васнецов создал множество иллюстраций к произведениям русских писателей, эскизы театральных постановок, портреты, а также архитектурные проекты.
Учился он в Петербурге в рисовальной школе Общества
поощрения художеств, а также в Академии художеств и индивидуально занимался у И.Крамского.
Как и другие художники-передвижники, Васнецов начал свой путь в искусстве с жанровых произведений на темы
из жизни бедных людей — мелких чиновников, купцов, крестьян. Это картины «С квартиры на квартиру», «Военная
телеграмма»,
После окончания Академии художеств в 1876 году Васнецов отправляется в заграничную командировку во Францию и в Италию. И там он непрерывно рисует простых людей. Однако, несмотря на известность и интерес к его картинам, которые покупали крупные музеи, художник испытывал
чувство неудовлетворенности. Поэтому, вернувшись в Россию, он меняет сферу своих интересов и обращается к русской
истории. Вдохновленный общением с известным русским критиком В.Стасовым, художник пишет большую картину«После побоища Игоря Святославича с половцами».
Картина вызвала неоднозначные отзывы критики, но
сразу же была приобретена П.Третьяковым для создаваемой им галереи. О ней с восхищением отозвался Репин, что
означало признание таланта художника старшим мастером.
После этого Васнецов переезжает в Москву, где поселяется в доме, построенном по собственному проекту, и целиком посвящает свое творчество русскому фольклору. Его привлекают сюжеты русских сказок, былин, народных песен.
Появление первой картины из нового цикла — «Аленушка» (1881) — свидетельствовало о том, что Васнецов
нашел совершенно иной подход к изображению героев русского фольклора. Он превращает их в реальных героев, наделяет глубиной психологических переживаний, заставляет
зрителя поверить в подлинность их чувств.
Одновременно художник работает над эскизами к театральным постановкам для Частной русской оперы С.Мамонтова, а также над монументальными росписями для Исторического музея в Москве и Владимирского собора в Киеве.
Около двадцати лет отдал Васнецов работе над одним
из своих главных произведений — картиной «Богатыри».
Художник использовал популярный мотив русской былины
о заставе богатырской, но дал ему собственную трактовку.
Каждый из богатырей строго индивидуален и в то же время
неразрывно связан с общей композицией картины.
После долгих поисков Васнецов нашел интересное композиционное и цветовое решение полотна: фигуры изображены так, что они возвышаются над линией горизонта. Колорит картины составлен из сочетания сильных по цветовой
насыщенности красок. Тщательно выписаны детали вооружения и пейзажа.
Васнецов показал народных героев как носителей светлых человеческих идеалов. Сказочно-былинные образы неразрывно соединены с русской природой.
Он подолгу жил в подмосковной усадьбе Абрамцево,
принадлежавшей С.Мамонтову, где образовалось своеобразное творческое содружество крупнейших русских художников. В Абрамцеве работали Репин, Серов, Врубель, Коровин, Малютин. По проектам Васнецова там построены церковь и сказочная «избушка на курьих ножках». Интерес к
Статьи по теме:
Чтимые чудотворные списки с иконы
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа.
Из московских списков наиболее чтимым был образ над Варварскими воро ...
Экспозиционные приемы
Для оптимальной компоновки экспозиционных материалов в комплексах научный сотрудник вместе с художником выбирают экспозиционные приемы, то есть способы группировки экспозиционных материалов.
· выделение экспозиционных центров и ведущих э ...
Расцвет творчества художника
Семидесятые годы восемнадцатого столетия явились для Левицкого десятилетием наивысшего подъема творческих сил. Художественный метод портретиста развивался в русле просветительского классицизма: на первый план в понимании человека выступал ...