И далее он описывает колоду из 52 карт, разделенных на четыре масти. В 1392 году казначей французского короля Карла VI отмечает в своих книгах уплату 56 су художнику Жакмьену Грингонье из Парижа, изготовившему для короля три колоды раскрашенных карт. Из этой "колоды Грингонье" до нас дошло семнадцать карт. Они не нумерованы, но их рисунки по смыслу тождественны современным.
Карты как средство для гадания (и запрет на них) упоминаются чуть раньше, в 1367 году, в хрониках швейцарского города Берна.
Так или иначе, к концу XIV века карты уже вошли в моду повсеместно. И это при том, что их рисовали от руки - печатный станок был изобретен Иоганном Гутенбергом никак не ранее 1440 года. Состоятельные семьи заказывали их известным художникам. В музеях хранятся, а в наши дни и перепечатываются колоды Висконти-Сфорца, Сола-Буска, д'Эбрео и др. Потом, с распространением книгопечатания, в XV веке открылись первые карточные фабрики - во французском Лионе, в немецком Аугсбурге, в бельгийском Льеже.
Видимо, тогда и произошло разделение карт на игральные и гадательные. Самые смелые исследователи датируют это разделение уже XIV веком ("не позже 1370 года ." - братья ван-Леувен), самые осторожные - XVI ("около 1600 года ." - Банцхаф).
Тогда же (XVI в.) закрепляется, наконец, и термин "Таро" (Tarot), восходящий к итальянскому слову tarocchi, "козыри", давшему потом название карточной игре "тарок", и начинается история карт Таро.
Традиционно считается, что сначала существовали одни Старшие Арканы (22 гадательных таблички у цыган?), потом к ним были присоединены Младшие (56 числовых и фигурных карт, разделенных на четыре масти - четыре индийских касты?), и в них начали играть. И лишь потом из полной колоды в 78 карт выделились собственно игральные карты, в которых из Старших Арканов сохранился лишь джокер - Шут.
22 Старших Аркана.
Ища материал для данного реферата, мне пришлось использовать труды и исторические статьи в электронной библиотеке «всемирной паутины» о культуре разных стран. И я нашла очень интересную статью, которая натолкнула меня на мысль о пятой версии. История человечества знает не только случаи превращения сакральных объектов в игру, но и примеры обратного. Недаром знаменитый китаевед Ю.К. Щуцкий, чей перевод и комментарии к Книге Перемен стали такими же классическими, как и сама эта книга, считал, что возникла она три тысячи лет назад как скромный трактат по гаданию, и лишь потом была переосмыслена как философский инструмент познания человеком себя и мира.
Что, если и карты возникли вначале лишь как очередная забава? Не зря же "22 января 1397 года парижскому префекту пришлось издать декрет, согласно которому "работающим людям" запрещалось играть в карты, теннис и прочие игры с мячом, а также в кегли, кроме как в дни выходных и праздников" (а знатным господам, значит, было можно). И придуманы были сначала именно Младшие Арканы - "игра в короля и королеву", в воинов и крестьян, в деньги и на деньги? И играли в эту игру не один десяток лет, пока кто-то из христианских каббалистов (Луллий, Пико,
Рейхлин, да кто хотите, а то и из более поздних - Кунрат, Фладд, Андреэ) не догадался нарезать из бумаги два десятка карточек и нанести на них названия небесных сфер и их символы?
Недаром XVII век называют "вторым Ренессансом".
Схема небесных сфер приводится, в частности, в труде англичанина Роберта Фладда "История Макро- и Микрокосма" (1617):
Может быть, так и возникли Старшие Арканы? Гадать ведь можно на чем угодно, хоть на спичках, да и играть тоже – можно вспомнить рассказ Чехова "Винт", где чиновники играют на картах в своих начальников, их жен и в самих себя. Ясно, что потерпеть "игру в Бога и архангелов" церковь не могла, и каббалистам пришлось не сладко - тут не спасет никакая знатность. И они вынуждены были скрывать свои карты. Знание наконец стало тайным. Но эта схема не могла не привлечь пытливые умы своей красотой и ясностью. Конечно, она потом модифицировалась неоднократно, поэтому просто взять и сопоставить ее с современной последовательностью Старших Арканов нельзя. Но сходство заметно.
Возможно, что изменения вносились по настоянию церкви, и именно она велела заменить Бога на Дьявола, а языческого Юпитера - на вполне христианского Папу. А колоды с Юпитером были, были! Уже неоднократно цитированные братья ван-Леувен в своей книге приводят карты Марсельского Таро XVI века с Юпитером и Юноной - и аналогичную колоду XVII века, где их места уже занимают Папа и Папесса, они же Верховный Жрец и Верховная Жрица. И порядок Старших Арканов менялся, да и сейчас еще меняется, и братья-голландцы считают даже, что старших карт должно быть двадцать четыре, добавляя в свою колоду карты Истины (Юпитер) и Интуиции (Юнона).
Статьи по теме:
Структура парковых композиций
Постоянное обновление понятия "парк" стало очевидной реальностью для многих стран Европы. Привлекая немалый творческий потенциал архитекторов и дизайнеров, парковое строительство стремительно эволюционирует и приносит всё более ...
Русская бытовая живопись второй половины XIX века
К.Коровин. Зимой. 1894. Москва, Третьяковская галерея
В 1863 году, когда тринадцать молодых художников покинули стены петербургской Академии художеств, они не только отказались от писаний дипломных работ на темы из скандинавской мифоло ...
Вышивка в православном храме
Если вы зашли в православный храм, то, несомненно, вам бросится в глаза обилие вышитых богослужебных предметов. Богато украшенные хоругви, аналойники, индитии, пелены и плащаницы и многое другое наполняет внутреннее убранство храма, соо ...