Экономические, социальные и культурные изменения в 18-ом столетии в России, продвинутая Петром I, оказали большое влияние на повседневную жизнь страны. Это наблюдалось, прежде всего, в строгом распределении платья людей. В 1700 году был выпущен Декрет о обязательном ношении Западного европейского костюма всеми кроме крестьян и священнослужителей. Правила европейской моды стали обязательными для российской аристократии. Европейское платье должно было стать нормой для российского общества, тенденция, которая сделала постепенные успехи, ломая с веками старые народные традиции. И действительно в первой половине 18-ого столетия Западные европейские платья, возникая в признанном модном центре в Париже, были уже приняты привилегированными классами России.
Среди крестьян российский народный костюм сохранил свои признаки до раннего 20-ого века. Российский торговый класс и мелкая буржуазия придерживались российского стиля платья все 18-ое и 19-ое вв., с трудом принимая европейские новинки.
Традиционный российский костюм был известен своим прямым покроем и свободными плавными линиями. Покрой было основан на ширине домотканой или купленной ткани и составлял архаичный стиль традиционных российских предметов одежды. Значительной длины платья, а особенно женские рубашки с длинными рукавами представляли основу традиционной одежды. Все эти особенности крестьянских предметов одежды отразили оригинальную природу российского костюма, который сохранил свои главные особенности со времен Древней Руси.
Российский женский костюм был основан на "сарафане" (своего рода платье без рукавов). Ансамбль "сарафан" стал широко распространенным в России в конце 18-ого столетия и включал рубашку, "сарафан", пояс, и передник. Этот костюм был особенно типичен для северных и центральных областей, проникая также и в другие части России. В 18-ом столетии этот костюм был уже связан с российским национальным костюмом. "Сарафан" был ежедневным признаком крестьянки и городской женщины, принадлежащих к торговому сословию, мелкой буржуазии и другим секциям населения. Более архаичная форма платья была основана на юбке "понева".
Самые ранние образцы национального народного платья включают праздничные костюмы с "сарафанами" из набитых шелковистых тканей, произведенных в России в последней части 18-ого столетия. "Сарафаны" из шелковистых тканей, набитых с щедрыми цветочными букетами и гирляндами, были украшены золотыми нитями и металлическим шнурком; серебряные или позолоченные кнопки формировали декоративный образец вдоль швов. Такие "сарафаны" носили с белыми рубашками ("рукава"), сильно украшенные вышивкой, или с шелковыми рубашками с цветочными аппликациями. Эти праздничные "сарафаны" и рубашки были бережно сохранены и оберегались, и носились с заботой в праздники.
"Сарафаны" были подвязаны в талии узкими поясами, имеющими длинные свободные концы. В холодные дни носили жакет с длинными рукавами - "душегрейка", собранный на спине в трубчатые сгибы. Его покрой отличался от традиционного стиля. Праздничная "душегрейка" была сделана из шелка или бархата, и вышита золотой нитью.
Свадебный и праздничный головной убор, который носили в северных и центральных областях в 18-ом 19-ом вв., имел множество форм и отразил местные особенности, и возраст и социальные различия.
Один из самого общего типа праздничного головного убора был "кокошник", своего рода твердая кепка, которую носили с "сарафаном", в 18-ом - в начале 19-ого столетия "кокошники" были мастерски украшены жемчугом, и перламутровыми бусинками, золотым и серебряным рукоделием, и декоративными камнями. Головной убор хранился в семье и был составным элементом приданого богатой невесты.
Верхняя одежда, которую носили на Руси
Ткани для костюма использовали яркие: белые, красные, зеленые, синие, голубые, малиновые, розовые и т. д. С конца XVII в. появляются ткани черного цвета, которые считаются траурными.
Одежды шили из местных тканей и привозных из Византии, Ирана, Турции, Италии, Англии, Голландии и Франции. Самыми распространенными были льняные, суконные, шелковые, бархатные, шерстяные ткани. Костюмы богатых людей шили из привозных дорогих тканей: тафты, парчи, бархата, хлопчатобумажных, атласа, сатыни (позже сатин).
Шубы выполнялись мехом внутрь, сверху покрывались парчой, бархатом, сукном. Простые люди использовали подкладки — из овчины, медвежьего, волчьего, козьего меха; знать — из шкур соболя, куницы, песца, белки, лисицы. Все шапки были в виде колпака или конуса с опушкой или оторочкой. Тафья — небольшая домашняя шапочка, имеющая вид тюбетейки. При выходе из дома поверх тафьи надевали:
Статьи по теме:
Из истории узлов. Макраме
Завязывание узлов на веревке для ее практического использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток-другой узлов и научился плести сети раньше, чем научился д ...
Классический период
В истории древнегреческой литературы выделяют замечательную веху – классический или аттический период, охватывающий V-IV вв. до н.э Аттический он называется потому, что центром культурной, художественной жизни Эллады стала маленькая прови ...
«Искусство действия»
Творчество Поллока, Аршила Горки, В. де Кунинга, Марка Ротко, Жоржа Матье и других представляло собой наиболее влиятельное направление абстрактной живописи 40-50х годов, возникшее в США – так называемый абстрактный экспрессионизм. Принци ...