Биография А. А. Борисова

Материалы о культуре » Анализ деятельности художника А.А. Борисова » Биография А. А. Борисова

Страница 2

В начале 1908 года Борисов приехал в Соединенные Штаты Америки. Выставка его картин в Вашингтоне была развернута в резиденции Президента - Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, принятым Президентом США.

В Европе и Америке о Борисове много писали и говорили, высоко оценивая мастерство художника, новаторство его тематики. Вернувшись в Россию, Александр Алексеевич в течение пяти лет не участвует в выставках. Он поселился на родине, близ Красноборска и в мастерской, устроенной здесь, продолжал работать. В эти годы Борисов создает произведения, посвященные не только Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям. В феврале 1914 года художник устраивает в Петербурге выставку, на которой вместе с уже известными работами, такими, как "Страна смерти", экспонировались и новые картины, среди которых особое внимание привлекли северодвинские пейзажи цикла "Зимняя сказка". Художник Н. И. Кравченко, высоко оценивая новые работы Борисова, писал: "Этот художник также силен, как и те могучие, вековые ели, что вновь заставили его взяться за кисть".

Но деятельность А. А. Борисова, его интересы не ограничивались живописью. В 1907 году были опубликованы его путевые очерки "У самоедов. От Пинеги до Карского моря", в 1909 году - " В стране холода и смерти". В этих работах он пишет о несметных природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения, высказывает предложения по разумной организации промыслов, строительству консервных заводов, научному ведению оленеводства. В сочинениях "Великий Северо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири о Европу" (1910 г.), "Обь-Мурманская железная дорога" (1915 г), в научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, обосновывает мнение о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами. В 1915 - 1916 годах А. А. Борисов на свои средства производил изыскательские работы на трассе проектируемой им Обь-Мурманской железной дороги, призванной соединить Сибирь через Котлас с Мурманской незамерзающей гаванью, с Петроградом и Москвой и дать выход огромным сибирским богатствам на мировой и внутренний рынки. Строительство этой дороги, признанное царским правительством первоочередной задачей, было поддержано и сменившим его после революции Совнаркомом. Однако гражданская война и разруха отодвинули реализацию этого проекта на десятки лет.

В 20 - 30-е годы Борисов принимает самое активное участие в разработке проекта железной дороги Обь - Котлас - Сорока, совершенствует свои предложения по комплексному освоению Европейского Севера и Сибири. Много сил и энергии вложил он и в решение местных проблем. По инициативе Александра Алексеевича и при его активном участии в 1922 году на базе соляного источника в восьми километрах от Красноборска был открыт курорт "Солониха", первым управляющим которого стал сам художник. Последняя персональная выставка при жизни А. А. Борисова состоялась в 1929 году в Москве.

17 августа 1934 года художник скоропостижно скончался в своём доме близ Красноборска.

Трудно составить точное представление о всём объёме художественного и графического наследия А. А. Борисова. Оно огромно. Часть его находится в Государственной Третьяковской галерее, часть - в Русском музее, есть работы Борисова и в других центральных и многих областных музеях страны. Картины и этюды художника-северянина хранятся и в музеях и частных собраниях Западной Европы и Америки. После смерти художника более четырёхсот полотен было передано Архангельскому краеведческому музею; имеются его работы и в музеях Вологды, Великого Устюга, Красноборска. Высокой оценкой вклада, который внёс Борисов в освоение и изучение Арктики, стало принятое в 1973 году постановление Совета Министров "О наименовании в честь полярного исследователя-художника А. А. Борисова безымянного полуострова, расположенного в восточной части Северного острова Новая Земля между заливами Чекина и Незнаемый, полуостровом Борисова". В наше время осуществлены многие инженерно-экономические идеи художника. Построена железная дорога, связывающая Котлас с Мурманским портом, с Москвой и Петербургом через Вельск - Вологду, а также Котлас с Сибирью через Воркуту - Салехард.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Лучано да Лаурана
Особое место в истории итальянского зодчества 15 в. занимает архитектура городских центров на западном побережье Адриатического моря — Анконы и Урбино. Их прочные экономические и культурные связи с североитальянскими городами (Венеция) и ...

Традиции русского гостеприимства
Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприемный дом». Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, ...

Архитектурные стили XVIII века
Сложившийся в русском искусстве первой половины 18 века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизирован-ных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине 18 века в архитектурных сооружен ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru