В начале 1908 года Борисов приехал в Соединенные Штаты Америки. Выставка его картин в Вашингтоне была развернута в резиденции Президента - Белом Доме. Борисов стал первым русским художником, принятым Президентом США.
В Европе и Америке о Борисове много писали и говорили, высоко оценивая мастерство художника, новаторство его тематики. Вернувшись в Россию, Александр Алексеевич в течение пяти лет не участвует в выставках. Он поселился на родине, близ Красноборска и в мастерской, устроенной здесь, продолжал работать. В эти годы Борисов создает произведения, посвященные не только Арктике, но и Соловкам, Печоре, северодвинским землям. В феврале 1914 года художник устраивает в Петербурге выставку, на которой вместе с уже известными работами, такими, как "Страна смерти", экспонировались и новые картины, среди которых особое внимание привлекли северодвинские пейзажи цикла "Зимняя сказка". Художник Н. И. Кравченко, высоко оценивая новые работы Борисова, писал: "Этот художник также силен, как и те могучие, вековые ели, что вновь заставили его взяться за кисть".
Но деятельность А. А. Борисова, его интересы не ограничивались живописью. В 1907 году были опубликованы его путевые очерки "У самоедов. От Пинеги до Карского моря", в 1909 году - " В стране холода и смерти". В этих работах он пишет о несметных природных богатствах края и о бедственном положении коренного населения, высказывает предложения по разумной организации промыслов, строительству консервных заводов, научному ведению оленеводства. В сочинениях "Великий Северо-Восточный путь. Великий речной путь из Сибири о Европу" (1910 г.), "Обь-Мурманская железная дорога" (1915 г), в научных докладах и проектах он исследует экономическую жизнь Севера, обосновывает мнение о необходимости строительства Северного железнодорожного пути и соединения северных и сибирских рек каналами. В 1915 - 1916 годах А. А. Борисов на свои средства производил изыскательские работы на трассе проектируемой им Обь-Мурманской железной дороги, призванной соединить Сибирь через Котлас с Мурманской незамерзающей гаванью, с Петроградом и Москвой и дать выход огромным сибирским богатствам на мировой и внутренний рынки. Строительство этой дороги, признанное царским правительством первоочередной задачей, было поддержано и сменившим его после революции Совнаркомом. Однако гражданская война и разруха отодвинули реализацию этого проекта на десятки лет.
В 20 - 30-е годы Борисов принимает самое активное участие в разработке проекта железной дороги Обь - Котлас - Сорока, совершенствует свои предложения по комплексному освоению Европейского Севера и Сибири. Много сил и энергии вложил он и в решение местных проблем. По инициативе Александра Алексеевича и при его активном участии в 1922 году на базе соляного источника в восьми километрах от Красноборска был открыт курорт "Солониха", первым управляющим которого стал сам художник. Последняя персональная выставка при жизни А. А. Борисова состоялась в 1929 году в Москве.
17 августа 1934 года художник скоропостижно скончался в своём доме близ Красноборска.
Трудно составить точное представление о всём объёме художественного и графического наследия А. А. Борисова. Оно огромно. Часть его находится в Государственной Третьяковской галерее, часть - в Русском музее, есть работы Борисова и в других центральных и многих областных музеях страны. Картины и этюды художника-северянина хранятся и в музеях и частных собраниях Западной Европы и Америки. После смерти художника более четырёхсот полотен было передано Архангельскому краеведческому музею; имеются его работы и в музеях Вологды, Великого Устюга, Красноборска. Высокой оценкой вклада, который внёс Борисов в освоение и изучение Арктики, стало принятое в 1973 году постановление Совета Министров "О наименовании в честь полярного исследователя-художника А. А. Борисова безымянного полуострова, расположенного в восточной части Северного острова Новая Земля между заливами Чекина и Незнаемый, полуостровом Борисова". В наше время осуществлены многие инженерно-экономические идеи художника. Построена железная дорога, связывающая Котлас с Мурманским портом, с Москвой и Петербургом через Вельск - Вологду, а также Котлас с Сибирью через Воркуту - Салехард.
Статьи по теме:
Миф о Вертове и правда о Кауфмане
Вертова знает весь мир. Наряду с Эйзенштейном, Довженко, Пудовкиным, Тарковским, если не прежде них, его проходят во всех киновузах, им вдохновляются тысячи и тысячи людей, решивших взять в руки камеру и снимать кино. Вертов – это символ ...
Миф об Адонисе
Адонис, внук царя Кипра, прекрасный юноша, превосходивший всех красотой. В него влюбилась Афродита. Она стремилась не расставаться с возлюбленным ни на минуту, а, покидая его, предупреждала об осторожности. Однажды, когда Афродиты не было ...
Романтическое направление русской пейзажной живописи 19 века
Развитие русской пейзажной живописи 19 века условно делят на два этапа, различимых достаточно отчетливо, хотя и связанных органически друг с другом. Временная граница между ними может быть проложена в середине 1820-х годов.
В первой четв ...