Благодаря усилиям Джона Рескина и Уильяма Морриса возникло художественное течение под названием «Движение искусств и ремесел». Его участники пропагандировали возвращение к ремесленным народным истокам творчества, стремились создавать эстетически продуманную среду обитания для каждого человека. Их главным лозунгом стала фраза: «Просто делать что – либо руками уже должно быть удовольствием». А неисчерпаемым источником вдохновения для этих людей стало искусство средневековья, когда еще не было хитроумных станков и машин, штамповавших «произведения искусства». Мастера «Движения искусств и ремесел» изготавливали деревянную мебель, расписанную мифологическими сюжетами в средневековой манере и отделанную, наподобие ремесленных народных образцов, металлическими скобами, планками и фурнитурой. Активно распространялись также обои и ткани, в том числе с серебряным и золотым шитьем, ковры. Все детали оформленных художниками интерьеров, и даже костюмы и платья жильцов были выдержаны в единой цветовой манере и цветовой гамме, что создавало ощущение стилистической целостности и гармоничности пространства. Парадокс заключался в том, что ручное производство совсем не было дешевым, и недорогая тиражированная промышленная «роскошь» опять оказывалась вне конкуренции. Стиль «Движения искусств и ремесел», как и его прямой наследник – модерн, оказался искусством для избранных, изысканным стилем высокого искусства. Но что может быть лучше высокохудожест-венной индивидуальности и неповторимости! Стремление человека к окру-жению себя стильными вещами ручного производства не ослабевает и по сей день, и более того, мы вновь наблюдаем рост интереса к рукотворному искусству.
Кроме того, на основе теоретической программы Рёскина и Морриса была организована община художников, которая размещалась в так называемом Красном доме (Red House), личном имении Морриса, став-шая примером для многих создавшихся позднее объединений подобного типа. Для обитателей Красного дома община служила возможностью создания замкнутой коммуны художников, где они могли жить и воплощать свои творческие идеи, опираясь на традиции средневековых ремесленных мастеров.
В 1861 г. В Англии была основана фирма «Моррис, Маршал, Фолкнер и К0 (Morris, Marshal, Faulkner & C0) программа этого объединения была сформулирована Моррисом: «Наша цель возвысить роль искусства, с помощью которого люди во все времена стремились украшать обычные предметы повседневной жизни». По его определению красота декора это «гармония с природой». Рука мастера должна действовать как сама природа, «пока ткань, чашка или нож не станут выглядеть столь же естественно и столь же привлекательно, как зеленое поле, берег реки или горный хрусталь».
К концу 1880 – х гг. фирма Морриса превратилась в своеобразную школу, где обучались многие художники и ремесленники (среди них был ближайший друг и соратник Морриса Эдвард Берн – Джонс), кото-рые впоследствии создавали собственные объединения.
Наиболее характерным примером этого может служить основанная в 1882 г. Артуром Хейгейтом Макмурдо «Гильдия века» (The Century Guild). «Гильдия века» Макмурдо стремилась повысить статус и престиж ремесел - строительства, ткачества, гончарного и кузнечного дела, - чтобы они могли занять достойное место рядом с так называемыми «изящными искусствами».
Другим примером распространения гильдий, заложенного Моррисом, является «Гильдия и школа ремесел» (The Guild of Handicraft) Чарльза Роберта Эшби.На основе идей британских организаций, а особенно гильдии Ч. Эшби, в Дрездене в 1898 г. Были основаны Дрезденские мастерские, в 1899 г. Была создана Дармштадтская колония художников на Матильденхее, которые в последствии стали основой Германского союза художественных ремесел и промышленности (Werkbund).
В 1903 г. в Австрии члены художественного объединения «Сцессион» основали Венские мастерские (Wiener Werkstaette), производившие многочисленные примеры ювелирных украшений, серебряной посуды и предметов столового серебра. В России принципы Морриса пропагандировали и активно использовали в своем творчестве члены Абрамцевского художественного кружка Елизаветы Мамонтовой и Талашкинских мастерских Марии Тенишевой. Одним из последних оплотов традиций «Движения искусств и ремесел» стал организованный в 1919 г. немецкий Баухаус (Bauhaus).
XIX веку мы обязаны развитием техники. В жизнь вошли паровозы, пароходы, металлообрабатывающие, текстильные и сельскохозяйственные машины; на смену паровым двигателям приходят электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания, дизели, турбины и т. п. Но большинство людей считает машины вредными, ужасными и уродливыми. Среди простых обывателей, неспособных пойти дальше словесного протеста или забастовки, выделилось две личности – Джон Рёскин и его ученик Уильям Моррис. Они смогли вновь открыть людям глаза на важность ручного труда и красоту изготовленных вручную вещей, по сравнению с наводнившими прилавки фальшивками, штампованными на станках. Однако, еще важнее тот факт, что благодаря их деятельности были открыты разнообразные гильдии ремесел, значительно изменившие и преобразившие окружающую обстановку жилых помещений того времени. Именно это послужило толчком для дальнейшего развития дизайна интерьера и появления таких художественных объединений как Веркбунд и Баухаус. И, что не менее важно, благодаря Рёскину и Моррису стало возможным говорить о своеобразной эстетике машинного труда.
Статьи по теме:
Стиль
Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому возрождению (1057—1185)[5]. Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за ...
Украинский путь
Если задать вопрос, кто мы такие – как нация, как народ, как государство, сначала нужно сформулировать проблему. Короче всего ее можно определить так: украинский путь.
Если оглянуться на процесс формирования современной украинской нации, ...
Массовые представления
XX век – век ошеломляющего развития научной и ненаучной (художественной, оккультной) мысли, разработок новейших технологий (в том числе и информационных). Сегодня стало привычным и ни у кого уже не вызывает удивление многообразие существу ...