Формирование стиля в греческой архитектуре

Материалы о культуре » Античная культура средиземноморья » Формирование стиля в греческой архитектуре

Как уже отмечалось ранее наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства как архитектура и скульптура.

Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т.д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины – физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев в пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, в «Подражание девичьей грации».

Преддверием античной культуры является так называемая эгейская культура – архитектура, скульптура и росписи Крита, Микен, Тиринфа. Знаменитый Кносский дворец на Крите, занимавший площадь 16 тыс. кв. м., своей архитектурой превосходил главную идею античности – при всей своей величественности, он не подавляет человека, а выступает соразмерно ему. Фрески дворца свидедельствуют о том, что герой этого искусства – человек, его впечатления от окружающей жизни кладутся в основу изображения пейзажа и животных.

«В период арзаики (VII – VI вв. до н.э.) греческая архитектура вступает в новый этап, прославившаяся в веках. Особе распространение получают храмовые сооружения: олимпийским богам, их прекрасным статуям воздвигаются величественные и роскошные жилища. Можно представить общее впечатление от храма почитаемого бога, если добавить что раскрашивался он в синий и красный цвета».

Центром античной культуры периода классики стали Афины. В них были собраны блестящие достижения общественной мысли и художественной деятельности. Афинское государство заботилось о культурной жизни своих граждан, представляя им возможность участвовать в праздничествах и посещать театр.

Афины V века поражают размахом монументального строительства. Менее чем за два десятилетия, были воздвигнуты Парфенон, Пропелеи, небольшой храм Афины Победительницы. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь, возвышаясь, господствовал над городом, и в период классики он стал дорогим для граждан символом демократически свободного государства.

Рост индивидуализма в конце V века до н.э. характеризует греческую культуру в целом. Тяжелые испытания (война со Спартой, эпидемия чумы) разрушают старые представления, рождается новое отношение к миру, который не казался уже простым и ясным. Теперь не гражданин – коллективист, а человек индивидуальный и неповторимый выступает идеалом. Начинается процесс формирования новых культурных ценностей. Внимание ко всему единичному и особенному усложняет и художественные образы.

Новые традиции сказываются даже в архитектуре – искусстве, отражающем мир, как известно, опосредовано. Вот почему Эрехтейон (конец V века) - храм Афины, Посейдона и Эрехтея в Акрополе – всем своим обликом отличен от простого в восприятии Парфенона. Эрехтейон сложен и ассиметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять архитектурные формы.

Искусство эллинизма (приблезительные хронологические рамки эллинизма III век до н.э. и последние десятилетия I века до н.э.) характеризуются исключительно интенсивным развитием всех художественных форм, связанных как с греческим так и с «варварскими» принципами культуры. Границы, замыкавшие кругозор греков – гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое «чувство мировых просторов». Мир был новый, лишенный гармонии, необходимо было понять и выразить его в художественных формах.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь свих государств в архитектурных памятниках и строительстве новых городов. Расцветают виды искусств, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.

Статьи по теме:

Строение кукол
Куклы марионеточного театра делаются из дерева с подвижными конечностями, к которым привязаны нитки, сходящиеся в особом коромысле, так называемой ваге. Вага состоит из стержня, подвижного коромысла, прикрепленного к стержню на оси в опре ...

Психологическая война
Анализ содержания массовой информации и рекламы отличается от психологической войны. Психологическая война – это не полемика в массовой информации, а нечто совершенно другое. Она преследует цель не выявить различия и противоречия во мнени ...

Лев Самуилович Бакст
Третьим в ядре «Мира искусства» был Лев Самуилович Бакст (1866–1924), прославившийся как театральный художник и первым среди «мирискусников» приобретший известность в Европе. Он пришел в «Мир искусства» из Академии художеств, затем испове ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru