Ломоносовский период

Материалы о культуре » Античная риторика и периоды ее становления в России » Ломоносовский период

Страница 1

Следующий период начинается в 1743 - 47 гг. с созданием М.В. Ломоносовым своих руководств — в истории это начало царствования Елизаветы Петровны с переходом после серии дворцовых переворотов в “век” Екатерины. Ломоносов возвышается над всеми другими авторами XVIII в. как создатель первой научной риторики: «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).

Риторика М.В. Ломоносова состоит из трех частей:

· «О изобретении»,

· «О украшении»,

· «О расположении».

Вот как он обосновывает построение своей книги:

«Риторика есть учение о красноречии вообще… В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложенной материи говорить должно; другие учат, как изобретение украшать; третьи наставляют, как оное располагать надлежит, и посему разделяется Риторика на три части – на изобретение, украшение и расположение».

Основные теоретические положения риторики в книге М.В. Ломоносова сопровождаются цитатами из сочинений знаменитых писателей Древней Греции и Древнего Рима, Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, данными в авторском переводе. Много в учебнике примеров, написанных самим Ломоносовым, в том числе стихотворных.

В «Кратком руководстве» Ломоносов дает следующее определение риторики:

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об иной мнению».

Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения.

Именно М.В.Ломоносов утвердил в употреблении термин «красноречие», выбрав его из длинного ряда синонимов.

Интересно, что М.В. Ломоносов различал термины:

· риторика – «наука», «учение», «правила»,

· красноречие – «искусство», умение «красно говорить», а также тексты словесности.

«Краткое руководство к красноречию» издавалось при жизни Ломоносова не менее трех раз. Все позднейшие русские риторики основывались на этом труде М.В. Ломоносова. Многие высказывания Ломоносова современны и сегодня.

Так, например, для красноречия, по Ломоносову, необходимы, прежде всего, дарования

· душевные (острый ум и память),

· телесные (громкий голос, «долгое» дыхание, приятная внешность и осанка).

Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В «Риторике» Ломоносова (так для краткости принято называть эту книгу) предлагается строить речь из четырех частей:

· вступление,

· пояснение,

· утверждение,

· заключение.

Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.

Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства слушателей. А чтобы разбудить чувства, нужно глубоко знать «нравы человеческие», учитывать состояние, возраст, пол слушателей. Наиболее содействуют «возбуждению страстей»

· образность речи,

· выразительность стиля,

· убежденность оратора.

В своём учебнике Ломоносов приводит очень много метких и полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя многие десятилетия будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

В 90-е годы XVIII в. появляются еще три работы, которые мы условно относим к ломоносовскому периоду:

1. 1792 г. – А.С.Никольский «Основания российской словесности»,

2. 1792 г. – М.М.Сперанский «Правила высшего красноречия»

3. 1796 г. – И.С.Рижский «Опыт риторики»

Опыт А.С.Никольского по логике, риторике, а затем и словесности были наиболее влиятельны благодаря оригинальному стилю. В этой работе детально рассмотрены вопросы:

· Структуры публичного выступления,

· Аргументации,

· Композиции,

· Выразительности речи.

Сперанский считал, что «основание красноречия суть страсти», т.е. сила чувств и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому – это «склонить ум, тронуть сердце». М.М. Сперанский исходил из триединой задачи оратора:

· Изобретение,

· Расположение,

· Изложение речи.

Очень важным является тот этап, когда оратор, уже зная содержание будущей речи, пытается привести ее в такой порядок, который наилучшим образом выявил бы силу и истинность содержания. Для этого расположение мыслей в речи должно подчиняться двум правилам:

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Экспозиционные приемы
Для оптимальной компоновки экспозиционных материалов в комплексах научный сотрудник вместе с художником выбирают экспозиционные приемы, то есть способы группировки экспозиционных материалов. · выделение экспозиционных центров и ведущих э ...

Архитектурные стили XVIII века
Сложившийся в русском искусстве первой половины 18 века новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизирован-ных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине 18 века в архитектурных сооружен ...

Русская бытовая живопись второй половины XIX века
К.Коровин. Зимой. 1894. Москва, Третьяковская галерея В 1863 году, когда тринадцать молодых художников покинули стены петербургской Академии художеств, они не только отказались от писаний дипломных работ на темы из скандинавской мифоло ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru