Наследие Древнего Китая

Материалы о культуре » Скульптура Древнего Китая » Наследие Древнего Китая

Страница 1

История Китая насчитывает, по крайней мере, семь тысячелетий, начиная с пе­риода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение импе­рии Хань (220 г. н.э.). Каждая из культурных эпох тесно связана с социально-политиче­скими, экономическими и другими особенностями исторического периода и представляет собой определённый этап развития культуры. Таких культурных эпох в истории Китая не­сколько. В эти эпохи входят периода династии Шан (Инь) и династии Чжоу, а также куль­тура империи Цинь и Хань.

Искусство китайского народа представлено во многих памятниках древности, в том числе и скульптуре, свидетельствующих о высокой творческой одаренности китайского народа. Многие пагоды, многоярусные сооружения, символизирующие буддийские не­беса, а также пещерные комплексы и захоронения с найденными там скульптурами яв­ляются ценнейшими памятниками китайской культуры. Пещеры монастырей близ Лояна, в Дуньхуане, Бинлинсы и во многих других местах сохранили произведения высо­коразвитого изобразительного искусства: превосходную настенную живопись и скульп­туры.

Возникновение искусства скульптуры было связано с развитием ремесла, изготов­лением ритуальных сосудов, погребальных урн и друг ритуальных предметов. Древней­шие произведения искусства Китая были обнаружены раскопками на северо-западе Ки­тая. Там были обнаружены предметы “культуры Яншао”. Яншао - древнейшая (неолити­ческая) культура бассейна р. Хуанхэ (V-III тыс. до н.э.). Виды поселений, жилые и культо­вые постройки, глиняные сосуды, украшенные многокрасочной росписью в виде спира­лей, раковин, сеток являются воплощением древнейших представлений о мире. Распро­страненной являлась расписная керамики. Изобразительные мотивы Яншао - стилизо­ванные изображения природных объектов и стихий. Они воплощались в формах и орна­менте неолитических сосудов. На погребальных урнах керамики Яншао преобладал гео­метрический орнамент и знаки-изображения, символизирующие верования древних ян­шаосцев. В первобытных верованиях существовали: культ умерших предков, культ Земли и почитание своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. В по­следствии он стал ассоциироваться с Небом как высшей божественной силой, опреде­ляющей судьбу всего живого на Земле. Генетическая связь с этим источником мудрости и силы была заложена в самом названии страны — “Поднебесная”, и в титуле правителей — “Сын Неба”.

Неолитическая культура Хуншань (северо-восточный Китай) оставила в наследство множество археологических находок. Одна из них — глиняная голова (маска) божества с глазами, инкрустированными нефритом (III тыс. до н.э.). Красотой форм отличается чер­ная керамика “культуры Луншань”, открытая в поселениях провинции Шаньдун (III тыс. до н.э.). Памятники искусства II тысячелетия до н.э. — города и многочисленные поселе­ния были открыты в 30-е гг. XX в. китайскими археологами в уезде Аньян. Там обнару­жены остатки архитектурных сооружений с каменными скульптурами, бронзовыми сосу­дами и различными изделиями из кости и камня. Бронзовые сосуды богато украшаются золотом, инкрустируются малахитом, бирюзой. Изображения животных, сил природы на сохранившихся жертвенных сосудах, и колоколах отражают мифотворчество китайского народа. По этим находкам видно, что уже к тому времени развивалось искусство резьбы по нефриту и кости. Находки археологов свидетельствуют о совершенствовании художе­ственных форм.

К XIII-XI вв. до н.э. относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское по­селение с остатками погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой ут­вари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными доро­гами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из неф­рита и золота. Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился куль­товый центр, где происходили гадания, и хранился архив так называемого "иньского ора­кула".

Развитие искусства скульптуры было неразрывно связано не только с ремеслом, но и возникновением металлургии бронзы. Как полагает большинство ученых, металлургия бронзы в бассейне Хуанхэ возникла на основе достижений поздненеолитической куль­туры Луншань. Причем высокий уровень развития гончарного процесса у луншаньских общин явился важной предпосылкой ускоренного развития бронзолитейного производ­ства. Самой ранней бронзовой культурой на территории Северного Китая считают куль­туру Эрлитоу. В Эрлитоу (в районе г. Лоян) было вскрыто крупномасштабное поселение протогородского типа, где впервые археологи обнаружили основание монументального сооружения дворцового типа, со следами колонн (его радиоуглеродная дата 1700 г. до н.э.). Находки рядом с этим архитектурным комплексом керамических форм для отливки бронзы и тиглей говорят о развитии в Эрлитоу местного бронзолитейного производства. Из бронзовых изделий Эрлитоу, вызывает особый интерес винный сосуд типа цзюэ, по­скольку он оказывается пока самым древним из традиционного комплекта ритуальных сосудов, принадлежащих к классическим образцам древнекитайской бронзы.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru