Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия»

Материалы о культуре » Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия»

Краткая историческая справка

История иконы Смоленской Божией Матери, как и многих других судьбоносных для России чудотворных образов, овеяна легендами. Первообраз святыни, с которым часто отождествляют Смоленскую Одигитрию, был написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После его смерти образ Богородицы-Путеводительницы вернулся в Иерусалим, откуда в V веке царица Евдокия, жена императора Феодосия, перенесла его в Царьград, во Влахернский храм.

Существует предание, согласно которому в 1046 году греческий император Константин IХ Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого. Однако, сам за себя говорит тот исторический факт, что царьградская святыня, в период осады Константинополя в 1453 г. находившаяся в монастыре Хора, была уничтожена турками, делившими ее драгоценный оклад. Поэтому правильнее считать привезенную на Русь икону чтимым списком с древнего константинопольского образа, который стал на Руси великой чудотворной иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1237 году, во время нашествия Батыя, Смоленская икона Божией Матери явила великое чудо при отражении татаро-монгольского войска от стен Смоленска. Татары стояли уже в нескольких верстах от города, когда благочестивый воин по имени Меркурий услышал исходящий от святой иконы глас, повелевавший ему одному ворваться в неприятельский стан и обещавший небесное заступничество. Повинуясь велению Божию, самоотверженный воин ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, приняв в битве мученическую кончину. Меркурий был погребен в соборной церкви и почти сразу причислен к лику святых. Память святого совершается 24 ноября, когда случилось это событие. Раньше в этот день перед чудотворным образом Одигитрии совершалось особое благодарственное молебствие.

В конце XIV века икона Одигитрии была принесена в Москву и поставлена в Благовещенском соборе Кремля по правую сторону от царских врат. Одной из версий о причине перенесения образа является женитьба великого князя Московского Василия Дмитриевича на дочери литовского князя Витовта Софье, которой эта икона досталась в качестве приданого. В 1456 году епископ Смоленский Михаил в сопровождении наместника города прибыл в Москву и просил Московского великого князя Василия Темного отпустить икону в свой исторический город. Посовещавшись с епископами и боярами, великий князь Василий Васильевич повелел вернуть чудотворную икону в Смоленск, оставив в Москве на месте пребывания образа его точный список. В 1525 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где москвичи провожали икону, Новодевичий монастырь с храмом в честь Смоленской Божией Матери, где и поместил список из Благовещенского собора.

Чудотворный образ вновь побывал в Москве в 1611 году, когда Смоленск был захвачен поляками, а по взятии врагом столицы и до его изгнания из русских пределов некоторое время находился в Ярославле. Вскоре после возвращения Смоленска русскому государству, 26 сентября 1655 года, чудотворная икона Одигитрии торжественно вернулась в свой город. В тяжелое время Отечественной войны 1812 года, в день Бородинского сражения, чудотворный образ Смоленской Божией Матери, вместе Иверской и Владимирской иконами крестным ходом обносили вокруг Москвы. Здесь следует указать на особое покровительство Смоленской Богородицы именно западным пределам нашей страны, откуда шла польская и французская экспансия, подобно тому как северные ее пределы пребывают под защитой образа Знамения Новгородского, а восточные – Казанской Божией Матери.

До начала Великой Отечественной войны икона Смоленской Одигитрии пребывала на своем историческом месте - в Успенском соборе города Смоленска, который не был разорен и после его закрытия в 1929 году. Последние достоверные известия о чудотворном образе относятся к 1941 году, когда в город вошли немецкие войска. Два года спустя, после освобождения Смоленска советскими войсками, иконы там не оказалось. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно судьба образа начнет проясняться, подобно тому, как произошло с другой пропавшей в войну чудотворной иконой Тихвинской Божией Матери.

Празднование Смоленской Одигитрии совершается 28 июля /10 августа, в день ее перенесения из Москвы в Смоленск в XV веке. До революции в этот день в Москве совершался крестный ход из Кремля, по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь.

Статьи по теме:

Зодчество
Высокими достижениями отличалось зодчество. Архитектурные памятники ярко отражают наличие имущественного неравенства и свидетельствуют о появлении раннеклассовых монархий. Уже монументальные критские дворцы XIX-XVI вв. до н. э. поражают м ...

Составляющие и признаки субкультуры
По мнению Слюсаренко Н.Н., составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, ...

Лебрен- основатль Королевской Академии живописи
Лебрен- один из основателей Королевской Академии живописи, впоследствии возглавивший ее. В историю французского искусства художник вошел как основатель так называемого "стиля Людовика XIV" - стиля, воплощающего апофеоз власти и ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru