Иконография

Материалы о культуре » Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия» » Иконография

Икона Смоленской Божией Матери является наиболее точным и строгим выражением смысла иконографического типа Богородицы Одигитрии («Путеводительницы»). В самом названии «Одигитрии» заложена концепция богородичных икон в целом, или даже шире. Как писал известный византинист Н. П. Кондаков, «икона Божией Матери Одигитрии представляет средоточие не только иконографии Божией Матери, но и вообще христианской иконописи…». Матерь Божья предстает в этом образе как Помощница на нелегком пути человека ко Христу, поэтому Она представлена фронтально, смотрящей в упор на молящихся. На левой руке Своей Богородица держит Младенца Христа, а десницей указывает на Него как на Спасителя, Который есть «Путь, Истина и Живот» (Иоан 14:6) для всех. Сам Младенец Христос одной рукой благословляет Мать (в Ее лице и всех нас), а в другой руке держит свернутый свиток - Его святое учение. К характерным особенностям Смоленской Одигитрии относятся фронтальное положение Младенца, очень небольшой поворот Богоматери в сторону Сына. Лишь рука Богородицы, четко читающаяся на фоне ее темных одежд, несет на себе основную смысловую нагрузку как своего рода указатель Пути ко спасению

Существуют различные версии происхождения иконографии первообраза Смоленской иконы Божией Матери – константинопольской чудотворной Одигитрии. Для верующего человека несомненно его создание Евангелистом Лукой, что находит свое подтверждение и в чисто «портретной» фронтальной постановке персонажей. Некоторые исследователи, на основании типологической близости и сходного смысла двух изображений, предполагают, что иконография Богородицы – Путеводительницы является фрагментом, отделившимся от композиции «Поклонение волхвов», которая была широко распространена в раннехристианском искусстве. По всей вероятности, самые ранние изображения иконографического типа Одигитрии действительно могли представлять Матерь Божию как стоящей, так и седящей, но впоследствии распространилось допоясное изображение, как на константинопольской святыне. Само название «Путеводительница» утвердилось не ранее IX века, хотя подобные изображения известны и от VI века и ранее.

Наиболее точное изображение несохранившейся константинопольской Одигитрии можно видеть на выходной миниатюре греко-латинской Псалтири Гамильтона (ок. 1300 г.), хранящейся в Государственном музее в Берлине. На ней представлено семейство (возможно члены братства, служившего чудотворной иконе в монастыре), поклоняющееся Одигитрии. Особенность изображенной иконы – широкая, почти квадратная доска и полуфигуры поклоняющихся архангелов в углах, которые являлись характерной особенностью константинопольской «Одигитрии».

Вплоть до своего исчезновения первообраз Смоленской так и не был подвергнут обстоятельному научному изучению. Согласно старым описаниям, доска, на которой написана икона, была необыкновенно тяжелой, загрунтованной мелом на клею, и обтянута холстом. Богородица изображена в половину роста, по пояс, левой рукою поддерживающей Младенца. Спаситель десницей благословляет молящихся, в левой руке держит свиток. Верхние одежды Богородицы – темно-коричневого цвета, нижние – темно-синие, одежды Младенца темно-зеленые с золотом. На оборотной стороне первообраза было написано Распятие с греческой надписью «Царь распят» и видом Иерусалима. При поновлении живописи в Москве в 1666 году к этому Распятию были добавлены фигуры Богоматери и Иоанна Богослова, которых прежде не было.

Статьи по теме:

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru