Иконы Божией Матери «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть»

Материалы о культуре » Иконы Божией Матери «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть»

С древнейших времен в минуты жестоких страданий, связанных с муками рождения детей, женщины прибегали с горячей молитвой к Пресвятой Богородице. Вера в всесильное заступничество Пречистой Девы, Которая Сама была Матерью, за страждущих рожениц побудила к созданию в русской иконографии ряда икон, связанных с образом чревоношения Богородицей Младенца Христа. Таковыми являются три образа Богоматери с характерными названиями - «Блаженное Чрево», «Помощница в родах» и «Слово плоть бысть».

Иконе «Блаженное Чрево» в сказании из рукописного сборника 1714-1716 гг. приписывается итальянское происхождение. В нем сообщается, что в 1392 году образ был принесен На Русь из «Бара града Римския области», где он стоял на гробнице с мощами святителя Николая Чудотворца. Доска же иконы, как повествуется в сказании, была сделана из «чудных разных многих древес».

В Переписной книге Благовещенского собора Московского Кремля 1680 г., в более поздних описях собора и церковно-археологической литературе конца XIX - начала XX в. Икона «Блаженное Чрево» именуется «Барловской», или «Барбарская», что является искаженной формой названия «Барградская», то есть происходящая из города Бари.

В конце XIV века, когда чудотворная икона была принесена в Москву, ее украсили драгоценным окладом, находящимся в настоящее время на списке с образа конца XVI века из Оружейной палаты ГММК. В XVI веке для иконы был создан новый золотой оклад, который 1812 году пропал при захвате французами Москвы. Его заменили серебряным окладом, который также был изъят в 1920-е годы в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. Чудотворная икона находилась в Благовещенском соборе до 1924 года. После этого ее судьба неизвестна.

Празднование образу «Блаженное Чрево» совершается 26 декабря / 8 января, в день Собора Пресвятой Богородицы, вместе с другой близкой ему по духовному смыслу иконой Божией Матери «Помощница в родах».

«Слово плоть бысть» - еще одна икона Богоматери, связанная с образом чревоношения Божественного Младенца. Ее название является цитатой из Евангелия от Иоанна: «И слово стало плотью» (Ин.1:14). Икона также именуется «Албазинской», по имени крепости Албазин (ныне - село Албазино) на Амуре, которой она была подарена иеромонахом Гермогеном в 1666 году.

В 1690 г., вследствие непрекращающихся набегов китайцев, русские поселяне перенесли чудотворную икону в Сретенск, где она оставалась до 1860г., когда епископ Камчатский Вениамин (Благонравов) перенес ее в Благовещенск, в кафедральный собор Благовещения Божией Матери. Для образа там изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским в июне 1860 года при первом вступлении его в свой епархиальный город».

Икона «Слово плоть бысть», почитаемая святыня русского Приамурья, с 1902 г. ежегодно проносилась крестным ходом по всему Дальнему Востоку. С 1885 г. епископом Камчатским Гурием образу было установлено общецерковное празднование 9 / 22 марта. Икона прославилась избавлением Благовещенска от девятнадцатидневной осады города китайцами в 1900 году, а также чудесными исцелениями во время эпидемии моровой язвы.

В настоящее время святой образ находится в новом Благовещенском кафедральном соборе, куда он был возвращен в 1991 г. из Амурского областного краеведческого музея. По инициативе местного владыки была возобновлена традиция водных крестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре.

Статьи по теме:

Русская бытовая живопись второй половины XIX века
К.Коровин. Зимой. 1894. Москва, Третьяковская галерея В 1863 году, когда тринадцать молодых художников покинули стены петербургской Академии художеств, они не только отказались от писаний дипломных работ на темы из скандинавской мифоло ...

Понятия выставки, экспозиции и виртуальности
Уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках». Отметим, что в эти понятия различные авторы порой вкладывают самые различные смыслы. Эти тезисы носят нескол ...

Влияние на архитектуру Казани русской и татарской культур
Архитектура Казани, крупней­шего российского города, гу­бернского центра, сложилась к середине XVIII в. на основе двух традиций: русской и та­тарской. Насколько тесно пере­плелись две эти культуры, насколько высока была степень их слияния ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru