При афинском тиране Писистрате культ Диониса стал государственным, был учрежден праздник «Великие Дионисии» приуроченные к началу весны и открытию навигации (примерно в марте-апреле). Праздник продолжался 6 дней, из которых последние три были отведены для драматических игр.
Постановка трагедий была введена в Афинах с 534 года – года учреждения Великих Дионисий. Первый шаг в развитии трагедии, однако, был сделан не в Афинах, а в Коринфе. Тиран этого города Пириандр вызвал с острова Лесбос известного певца Ариона, который по его просьбе создал новое зрелище на основе дифирамба (гимна Дионису). Это было действие с ряжеными – сатирами, мифическими спутниками Диониса, Сатиры изображались у греков в виде козлообразных существ, предполагается что этот образ сатиров и дал название их хору «трагедия» (козлиная песня, песнь козлов). Важнейшим моментом стал обмен хора и запевалы репликами. Этот обмен репликами и стал диалогом, первоэлементом драматургического произведения.
Со временем структура празднований Великих Дионисий постепенно закрепляется, начинает базироваться на определенном тексте. Первоначально в трагедии действует один актер, который на ранних этапах простой рассказчик. Постепенно он овладевает актерским мастерством. Эсхил вводит второго актера, Софокл – третьего. Первым драматургом-трагиком считается Фепсид. Рассказывают, что он ездил по демам (деревням), и давал представления, его повозка была и сценой и служила в качестве декораций. Известен его ученик Фриних, он первым ввел в трагедию женский образ.
Что же представлял собой греческий театр? В нем свободно могло разместиться 14 тысяч человек. Ряды скамей для зрителей находились один над другим по склону горы. Они делились на горизонтальными проходами на ярусы и вертикальными – на клинья.
В центре находилась орхестра, круглая площадка, на ней размещались хор и актеры. На орхестре находился камень – жертвенник в честь бога Диониса. Нередко орхестра отделялась от зрителей рвом с водой. За орхестрой находилась скена («палатка»). В начале этот элемент был действительно палаткой, но затем была сделана каменная кладка, которая могла изображать стену дворца, самый привычный элемент декорации. Там актер переодевался, там же хранился реквизит и декорации. Передняя часть скены называлась проскений, она соединялась ступеньками с орхестрой. Театр не имел занавеса и крыши, все происходило на открытом воздухе.
Актеры носили маски. Это было связано с тем, что зрители сидевшие в дальних рядах, не могли различать мимику актера. Маска же укрупняла лицо и могла фиксировать душевное состояние актера. Поскольку актеры выступали в масках, выражение лица было скрыто, а мимика передавалась движениями рук, тела, маски позволяли одному актеру играть несколько ролей. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры не только декламировали, они и пели, танцевали. По ходу действия появлялись подъемные машины, необходимые для появления богов. Были так называемые эккиклемы - площадки на колесах, которые выдвигались на место действия для того, чтобы показать происшедшее внутри дома. Употреблялись машины для шумовых эффектов (гром и молния).
Первый греческий трагик, получивший мировое признание – Эсхил, жил в Греции в первой половине V в до н.э. До нас дошла малая часть, написанная им – всего семь трагедий из девяноста созданных: «Просительницы», «Персы», «Семеро против Фив», «Прометей прикованный», а так же «Орестея» состоящая из трех трагедий: «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды».
Статьи по теме:
Изготовление матрешки
По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонс ...
Армейский подпоручик
В наше время хорошо сохранившиеся экземпляры альбомов ХVIII века – большая редкость. Они гибли во время пожаров, терялись или просто гнили на чердаках заброшенных родовых поместий. Порой их судьба складывалась весьма печально, как, впроче ...
Культура повседневности в эпоху "оттепели"
Брусиловская Лилия Борисовна - культуролог, научный сотрудник Института национальных проблем образования Министерства общего и профессионального образования РФ.
Конец любой культурной парадигмы - это всегда конец Большого Стиля. На оттал ...