Среди многих жанров, основоположниками которых были эллины, особое место занимает жанр литературной биографии. У истоков биографического жанра – несравненный Плутарх.
В его обширном и разнообразном наследии выделяются две главные группы трудов, пользующихся всемирным признанием: трактаты на моральные темы и биографии.
От первой группы, объединенных названием «Нравственные сочинения», до нас дошло около 80 работ. Здесь литература и философия, семья и медицина, религия и животный мир, музыка и красноречие. Отсюда – самые неожиданные темы: размышления о том, обладают ли разумом животные; советы тем, кто не желает делать долги; анализ такой психологической особенности, как любознательность. Однако большая часть его работ затрагивает философию. При этом общие теоретические проблемы не его стихия. Забота Плутарха – вопросы, сугубо практические: осуждение мотовства, возможность направить человека на путь добродетели.
И конечно главный его труд «Сравнительные жизнеописания». Иногда их также называют «параллельными». Это 23 пары жизнеописания римлян и греков. «Пару» знаменитому греку составляет римлянин. В некоторых случаях принцип сопоставления не вполне очевиден. В большинстве же легко просматривается: Никий и Красс, Александр Македонский и Цезарь, Демосфен и Цицерон, Пирр и Гай Марий.
В своем сочинении Плутарх развернул многокрасочную историю Греции «в лицах», в ее главных этапах, равно как и история Рима, завершающаяся первым веком нашей эры. Предмет его внимания – психология, характер. Он стремится полнее «погружаться в проявления душ…». Стиль Плутарха неповторим. Как живые встают перед нами мудрый и осторожный Солон; честолюбивый, исполненный неукротимой энергии Александр Македонский; пламенный патриот Демосфен и многие другие.
Плутарх был ценим современниками. На него опирались историки. Особую популярность он приобрел в эпоху Возрождения, стал одним из читаемых античных писателей. Сюжеты Плутарха охотно заимствуют и Шекспир («Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»), и Корнель и Расин.
Статьи по теме:
Антонио Аверлино
Отнюдь не характерный представитель флорентийского искусства, зодчий и скульптор Антонио Аверлино (ок. 1400—1467), известный под гуманистическим псевдонимом Филарете, приехал в Милан по приглашению герцога Сфорца и с 1456г. строил здесь О ...
Искусство ХVII столетия в христианской восточной Европе
Польский король Ян Собесский одержал, как известно, в 1683 г. решительную победу под Веной, остановившую вторжение турок и вернувшую независимость Венгрии, изнывавшей 144 года под магометанским игом. Но освобожденные страны в ближайшие де ...
Искусство Греции. Гомеровская Греция
В начале I тысячелетия до н. э. племена Древней Эллады расселились по всему Средиземноморью. Дорийцы заняли весь Пелопонесский полуостров, остров Крит и другие острова. Ахейцы были оттеснены на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на ос ...