Традиционный китайский календарь - это универсальная карта, соединяющая время, пространство и человека; целостное описание, где все предметы и явления окружающего мира увязаны в непротиворечивую систему.
Время - это реальность, которая пронизывает все сущее, организуя события, явления и наши ощущения. По китайским воззрениям, сам процесс мышления, то есть анализа и синтеза воспринимаемой реальности, представляет собой последовательность переходов из цикла в цикл, соединяющую наше внимание с каждым мгновеньем, а календарь является тем инструментом, с помощью которого можно практически осваивать время. Календарные рекомендации пишутся людьми на основании знания законов циклического развития и, конечно, не являются абсолютными слепками происходящего, а лишь намечают траектории событийных потоков.
Природа времени циклична. В известном нам космосе все тела, от самых малых до самых больших, вращаются относительно друг друга. Цикл одного дыхания, одного дня или года проходит через одни и те же фазы, которые можно обозначить как "зима", "весна", "лето" и "осень". На пространственной карте это будут Север, Восток, Юг и Запад. Для каждого из этих четырех понятий будут характерны определенные свойства поля Дыхания-ци.
Под дыханием-ци понимается энергетическая характеристика пространства человеческого обитания. Север и зима - это холод и мрак, здесь на карте времени располагается Движение Воды. Восток и весна - пробуждение к жизни - объединены категорией Дерева. Лето и Юг - царство жара и Огня. Запад и Металл - область сухости и умирания, Металла.
Первые два шага, Зима и Весна, соответствуют времени, когда солнечная активность прибывает, и это Ян-фаза. Лето и Осень - время роста Инь. Дальше вводится понятие центра, субъекта или "императора", с точки зрения которого все, собственно, и происходит - от мелкоэгоистического до планетарного. Проекция центра сносится на область перехода Ян-фазы в Инь, на Юго-запад (не последнюю роль в этом играет наклон земной оси относительно Полярной звезды).
Тело, наша "объективная реальность, данная нам в ощущениях", подсказывает, что цикл состоит из двух взаимодополняющих, качественно противоположных фаз: вдоха и выдоха. Циклы, выходящие за пределы наших физических тел, также имеют свои вдохи и выдохи. Естественные ритмы больших и малых циклов и отражены в китайском календаре. Ну, а поскольку каждое человеческое существо потенциально наделено осознанием, подразумевается, что оно будет все эти ритмы осознанно проживать, время от времени устраивая праздники. Все календарные праздники сакральны. Каждый имеет свои ритуалы, но отмечаются они всегда сообща, позволяя коллективному сознанию пройти через поворотную точку.
В цикле года один за другим сменяют друг друга 12 месяцев или 24 сезона, в цикле дня - 12 двухчасий или 24 часа. Всего существует четыре основных ритма: час, день, месяц и год. Их энерго-информационные характеристики описываются через Инь- и Ян-принципы Пяти Движений - десять Небесных Стволов, Тянь Ган, дыхание которых принимают двенадцать Земных Ветвей, Ди Ли. Их сочетания составляют базовый 60-ричный цикл ЦЗЯ ЦЗЫ (названный по имени первой единицы), применимый для цикла любого масштаба.
60 двухчасовок составляют 5-дневку, которых за год сменяется 72, они же составляют 24 сезона по 15 дней каждый, или 12 месяцев по 30 дней каждый. И это в течение 12 полных Лун. Не укладывающиеся сюда "лишние дни" набегают во "вставные сезоны", которые выравнивают общую картину, удерживая точки Зимнего и Летнего Солнцестояний, Осеннего и Весеннего Равноденствий вблизи их точных астрономических координат. А остаток лунных дней, не вписавшихся в целое, образует дополнительный лунный месяц, удерживая первую Луну нового года привязанной во времени ко включению сезона "Наступление Весны".
Таким образом, получается уже не один календарь, а три:
Лунный, известный во всех без исключения культурах, в разные времена вписавших свое слово в историю человеческой цивилизации. С ним во многом связано правильное ведение сельхозработ (а также и бытовая магия!) поэтому его второе название "сельскохозяйственный".
Солнечный, его можно с натяжкой назвать "астрономическим", т.к. он связан непосредственно с высотой восхождения Солнца над горизонтом в разное время года, а также ориентирован на 12 секторов небесной сферы.
Десятитысячелетний с успехом можно было бы назвать и стотысячелетним, так как основан он на циклической последовательности знаков, описывающих состояние энергетического поля в терминах Пяти Движений древнекитайской философии. Его также называют календарем династии Ся (ХХI - ХVI вв. до н.э.), при которой он стал официальным.
Статьи по теме:
Цветовая гамма японского сада
Цвету, как и форме, и размеру, в японском саду придаётся большое значение, но это не значит, что сад представляет собой буйство ярких красок. На европейский взгляд, японский сад покажется одноцветным, но японец легко различит все полутона ...
Парадигма и дискурс в культурологии
В ХIХ веке науку принято было определять как "систему знаний", независимую, в принципе, от социального контекста и форм коммуникации. Сегодня науку все чаще определяют как коммуникативный феномен, тип дискурса, диалога, подчиняю ...
Организация представлений
Организатором театральных состязаний являлось государство. В основном это был аэропаг и архонт. Театр старались использовать, как пропаганду идеальной демократии. И чтобы оказать своё воздействие на всех свободных граждан (метекам запреще ...