Еще со школьной скамьи все знают о великих достижениях египетской и вавилонской математики, особенно в области решения геометрических задач по измерению площадей и в развитии арифметики в алгебраическом направлении. Время персидского владычества, особенно с последней четверти V в. до н.э. до завоевания страны войсками Александра Македонского, было самым творческим периодом вавилонской математической астрономии. В это время существовали астрономические школы в Уруке, Сиппаре, Вавилоне и Борсиппе. Из сообщений Плиния Старшего и Страбона известно имя великого вавилонского астронома Набуриманна, который, не имея телескопа, механических часов и современной математической техники, вычислил 24 века назад лунные фазы, солнечные и лунные затмения, что под силу только современным астрономам, вооруженным сложными оптическими приборами и компьютерами. Другой вавилонский астроном Кидинну, составитель многих астрономических текстов V-IV вв. до н.э., различал солнечный год от тропического и вычислил последний с ошибкой 7 мин 17 сек. Он же еще до Гиппарха открыл солнечную прецессию. Однако при всех своих успехах вавилонская астрономия была неразрывно связана с астрономией, пытавшейся предсказать будущее по звездам. Астрономические тексты, в частности, содержат указания о связях между звездами и теми или иными болезнями. К тому времени, когда настал конец персидскому владычеству в Вавилонии и других странах древнего Востока, местная наука в основном уже исчерпала возможности своего развития. Закостенелые формы древних традиций, многовековое господство религиозных представлений без каких-либо заметных изменений, отсутствие новых методов познания природы мешали развитию науки. Однако прежде чем древневосточная наука сошла со сцены истории, многие ее крупные достижения были заимствованы древними греками.
Расцвет культуры в Ахеменидской державе связан и с тем, что персы широко использовали культурные достижения многих древневосточных народов. Еще Геродот отметил, что «обычаи чужеземцев персы перенимают охотнее всякого другого народа. Они носят даже мидийское платье, находя его красивее туземного, а для войны облачаются в египетские панцири». Древнеперсидская религия впитала в себя ассиро-вавилонские влияния. Легенда о мироздании и мировой катастрофе напоминает вавилонский миф о сотворении мира и всемирном потопе. Бог огня вступает в бой с драконом Дахакой совершенно так же, как вавилонский бог
Мардук с чудовищем Тиамат. Персидского паря изображали в виде героя, поражающего фантастического зверя, подобно тому, как изображали древнешумерского царя и героя Гильгамеша, рассказ о подвигах кйторого получил столь широкое распространение во всей Передней Азии. Наконец, верховного бога Ахурамазду персы изображали в виде небесного царя, находящегося в крылатом солнечном диске, что живо напоминает аналогичное изображение верховного бога ассирийцев - Дшшура.
Много заимствовали древние персы и в искусстве соседних народов. Рельефы, покрывающие стены персидских дворцов, по своим сюжетам, отчасти по художественному стилю и по своей технике, очень близки к рельефам ассирийской и нововавилонской эпохи. Применение террас и лестниц, а также огромных статуй гениев - охранителей царского дворца в виде фантастических животных роднит архитектуру Персии с зодчеством народов древней Месопотамии. Наконец, очень Широкое использование колонн было заимствовано персами в Египте. ^ Заслугой персов является умение творчески перерабатывать все эти Поземные элементы в едином монументальном художественном стиле, кй*горый особенно четко выражен в развалинах царских дворцов, сохранившихся в Персеполе, и особенно в прекрасных рельефах, изображающих данников персидского царя. В древнеперсидской религии и искусство Персов можно обнаружить некоторые следы греческого влияния. Так, Йа фасаде древнеперсидской гробницы, называемой «Кормилица и княж-нй^, сохранились две протодорические колонны. С другой стороны, персы, несомненно, оказали некоторое влияние на развитие античной культуры. Очень характерен в этом отношении древнеперсидский религиозный дуализм, который объяснял влияние природы на жизнь людей извечной и постоянной борьбой бога света с богом мрака. Это религиозное учение оказало значительнее влияние на развитие греческой религиозной философии, в частности, на развитие позднегреческого гностицизма, и в некотором отношении легло в основу христианской религии. • На восточных границах Персия соприкасалась с индийскими племенами, в частности с племенем, населявшим индийскую область Гандха-ра. Известно, что персидские цари совершали военные походы в области северо-западной Индии и поэтому сталкивались с племенами, населявшими эти индийские области. При раскопках в Индии были обнаружены скульптуры, явно свидетельствующие о проникновении древнегреческого искусства в эти отдаленные восточные области. Таким образом, древняя Персия выступала мостом, соединявшим далекий восточный мир и страны Передней Азии с миром античной культуры.
Статьи по теме:
Проблемы атрибуции
Из указанных в источниках произведений Андрея Рублёва, сохранилось крайне мало: фрески в Успенском соборе во Владимире и знаменитая икона «Троица» из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря. Из двух дат написания «Троицы», предлаг ...
Орнаментальные знаки на кайме пелены «Крест на Голгофе»
Семантический анализ орнаментальных знаков на кайме пелены "Крест на Голгофе", вклада Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру 1599 г.
Пелена "Крест на Голгофе" вложена царем Борисом Федоровичем Годуновым в 1599 г. в ...
Греческая культура В V веке до н. э
Как и в других областях жизни, в культуре V в. до н.э. наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политических с ...