Военизированная структура общества Токугава: сёгун Резиденцией своего центрального правительства Иэясу сделал Эдо, бывшую маленькую деревушку. В 1456 году Ота Докан (1432-1486 гг.), сын правителя провинции Тамба, превратил её в процветающий город, которому однажды было суждено стать «Восточной столицей» - Токио. Во всех своих законах и постановлениях Иэясу и его прямые потомки старались установить директивы для создания стабильной национальной структуры. Токугава определяли моральные нормы как для общества в целом, так и для его отдельных граждан. Были учреждены специальные органы для насаждения новой морали в обществе, которые также занимались наказанием нарушителей. Положенные в основу моральные принципы базировались на отношениях между хозяином и подчиненным, а также на личных взаимоотношениях между отцом и сыном. Как и многое другое эти нормы пришли в Японию из Китая, где они разрабатывались учёными несколько эпох, превратившись затем основную мотивацию для всех японцев. В феодальной Японии не существовало более страшного преступления, чем бунт против господина (или отца), и ни одно наказание применявшегося в то время уголовного кодекса («Кудзиката осадамэгаки») не считалось достаточно суровым для искупления подобного проступка. Токугава создал жёсткую структуру общества, согласно которой все жители страны распределялись в ячейки согласно порядку важности. Естественно, что наиболее важными в то время считались воинские классы, во главе которых и стоял клан Токугава. Новое правительство периодически издавало законы и постановления, регулирующие положение классов, уточняющие их. Начиная с 1615 г. законы точно определяли положение и функции императорского двора и семей аристократов («Кугё сё-хатто»), воинского сословия («Букё сё-хатто»), религиозных сект («Дзин-хатто»), крестьян ( «Госон-хатто»), простолюдинов в Эдо ( «Это-матидзу-садамэ») и, по аналогии в других городах, были изданы военным правительством. Постановления касательно полицейского управления, уголовной ответственности, судебных процедур публиковались сериями, а специально созданные органы бдили за соблюдением законов и любые нарушения быстро и жестоко карались.
В сложившемся обществе насчитывалось несколько классов, которые и представлены в порядке их важности в таблице выше. Высшую ступень занимало воинское сословие со своими семьями (си, буси), затем шли крестьяне (хякусё), ремесленники (сёкунин) и торговцы (акиндо). При Токугава правящий император и его придворные были вынуждены жить практически в полной изоляции в Киото. Здесь за ними непрерывно наблюдали специально назначенные чиновники, и их финансовые дела строго регулировались таким образом, чтобы лишить необходимых средств для объединения недовольных кланов под своим знаменем или субсидирования собственной независимой армии. Таким образом, политическое значение императора и знати было равно нулю, что ни в коем случае не умаляло их заслуг в области культуры, который всячески поощрялся и ценился. В целом, политика Токугава в отношении правящего дома сводилась к тому, чтобы вытащить императора и двор из той нищеты, в какую те скатились за последние годы, а также лишить их какого бы то ни было политического влияния. Духовенство же, изрядно прореженное в течение предыдущих двух периодов (Асикага и Момояма), оказалось под запретом создавать крупные сообщества и сформировало ещё один класс, ведавший практически всеми вопросами духовного развития и образования. Простолюдины составили самый большой и продуктивный класс – они должны были выращивать, производить, приумножать, платить налоги – самое главное, платить налоги! И какими бы умными и образованными бы они ни были, простолюдины не имели практически никаких прав. Военное сословие составляло огромную регулярную армию, насчитывавшую более 400 тысяч семей. Для сёгуна (а точнее налогоплательщиков) это было довольно дорогостоящее удовольствие, т.к. самураи и их семьи требовали хорошего содержания. Вся страна была поделена на провинции и округа, куда в соответствии со своим весом при дворе назначались правители: те, кто были безусловно преданы дому Токугава, получали провинции в центральных областях, менее надёжные же назначались в более удалённые районы. Лучшие сельскохозяйственные земли в центре Японии принадлежали Токугава, а также сторонникам Иэясу (те, кто поддержал его в 1600 году в борьбе за власть) – отсюда осуществлялось верховное управление всей страной. Сёгун жил в величественном замке в Эдо, который представлял разительный контраст по сравнению с обителью императора в Киото. Тем не менее утончённая изысканность дворца не могла скрыть военной сути дорожек и тропок, ведущих к центральным зданиям – это был настоящий лабиринт, план которого тщательно скрывался. Строительство цитадели началось в 1607 г., а закончилось уже при третьем сёгуне Иэмицу Токугава в 1639 г. При необходимости здесь могли разместиться более 260 (!) даймё с 50 000 (!) своих знаменосцев.
Статьи по теме:
Верхнеитальянская живопись XVI столетия
Как в горных областях господствует пластическая форма, так в равнинах господствует воздушный тон и свет. Живопись верхнеитальянских равнин также расцвела красочными и световыми прелестями. Леонардо, великий изобретатель в области светотен ...
Искусство как воплощение представлений древних греков о красоте космоса и
человека
Образцом для произведений искусства у греков является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.
Как было отмечено ранее античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески, это не только мир, ...
Культура и культуры
Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей.
Присвоенное и усвое ...