Художники – "Кукрыниксы"

Материалы о культуре » Художники – "Кукрыниксы"

Страница 2

После окончания войны основной темой плаката стала борьба за мир, за дружбу между народами. Интересные и остроумные композиции на тему мира наряду с опытнейшим мастером плаката В. Говорковым создали молодые художники Н. Трещенко, О. Савостюк и Б. Успенский.

В послевоенные годы добился выдающихся успехов и советский кинопрокат. Лучшие мастера киноплаката – В. Кононов, М. Хейфиц, Б. Зеленский, И Хазановский и другие – отказались от простого оповещения о выходе того или иного фильма и приступили к углубленному раскрытию в художественных образах идейного содержанию кинокартины. Работы этих художников не раз завоевывали на международных конкурсах ведущие места.

Грандиозная программа семилетнего развития народного хозяйства, намеченная 21 съездом партии, потребовала от агитации в том числе и от плаката, новых усилий. Снова на целинных станах, на гигантских новостройках семилетки появлялись яркие и темпераментные плакаты, побуждающие энтузиазм масс, зовущие трудящихся на выполнение намеченных партией планов.

Советский плакат шагал в ногу со временем. Он создавал образы наших предков, совершающих трудовые подвиги, разоблачал поджигателей войны и сражался за мир во всем мире.

Все трое учились в московском Вхутемасе – Вхутеине (1921-29), в стенной газете которого и сложилось их творческое содружество, закрепившееся на всю дальнейшую жизнь. Порознь занимались живописью и показывали на выставках главным образом небольшие лирические этюды, преимущественно пейзажные. Вместе, под общим псевдонимом (составленные по начальным слогам фамилий), выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. В конце 1920-х – начале 1930-х гг. выпустили несколько альбомов с шаржами на писателей (в сопровождении эпиграмм и “Правда”, что делало их главными в стране проводниками и пропагандистами (в сатирической формы) официальной пародий А. Г. Архангельского), рисовали карикатуры на бытовые темы. С 1933 г. – постоянные карикатуристы газеты политической линии.

В годы Великой Отечественной войны наряду с карикатурами выпустили ряд плакатов (среди них – самый первый после нападения Германии плакат “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”, 1941 – с карикатурой на Гитлера) и сатирических “Окон ТАСС”.

И в книжной графике художники начинают с образов иронических и гротескных. Они дважды иллюстрировали “12 стульев” Ильфа и Петрова (1933 и 1967), подчеркивали сатирическое начало в рисунках к “Жизни Клима Самгина” М. Горького (1934); в свойственной им подвижно-броской манере журнальной карикатуры со смешными преувеличениями набрасывали образы героев М. Е. Салтыкова-Щедрина (“История одного города”, “Господа Головлевы”, “Сказки”, 1937-39), а вслед за ними и персонажей Н. В. Гоголя (“Мертвые души”, 1938). Несколько иначе подошли художники к рассказам А. П. Чехова (начало 1940-х): теперь они рисовали черной акварелью, тщательно передавали обстановку, реальную среду, благодаря чему образы-маски чеховских героев осмысливаются менее однозначно. Интерес художников все больше смещается к лирической и психологической прозе. В 1945-46 гг. они проиллюстрировали небольшой рассказ “Дама с собачкой” таким количеством рисунков, что получилось зримое повествование, передающее не только сюжет, но и все психологические оттенки отношений его героев. В листах, то выбеленных ялтинским солнцем, то сумеречных, благодаря мягким тональным переходам черной акварели создается кинематографически достоверное ощущение совершающихся на глазах зрителя событий.

В той же технике и так же конкретно иллюстрируют Кукрыниксы и другие произведения русской и мировой классики: “Фома Гордеев” и “Мать” М. Горького (1948-50), “Портрет” Н. В. Гоголя (1951), “Дон – Кихот” М. Сервантеса, “Хождение по мукам” А. Н. Толстого (1956-57). За иллюстрации к рассказу Н. С. Лескова “Сказ о тульском косом Левше и стальной блохе” художники были награждены золотой медалью АХ СССР.

В станковой живописи Кукрыниксы сообща стремились применить к большому холсту свой опыт политической и преимущественно сатирической графики. Уже в 1933 г. они показали серию “Лицо врага” – цикл живописных карикатур на белогвардейских генералов. Отечественная война дала темы для новых больших картин Кукрыниксов: “Зоя Космодемьянская” (1942-47), “Конец. Последние часы в ставке Гитлера”, (1947-48). Здесь делались попытки совместить достоверное изображение событий с карикатурными, гротескно трактованными образами.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Металлы, физические и химические свойства
В кузнечном ремесле приходится иметь дело с различными сплавами, цветными металлами, со сталями разных марок. Для нагрева до ковочной температуры одинаковых по размерам заготовок, но разных типов металла требуется сжечь разное количество ...

Пейзажная живопись
Общую картину развития русского искусства того времени дополняли и другие залы Музеума, где была показана пейзажная живопись. Особое место в ней отводилось мастеру городских архитектурных пейзажей Ф. Я. Алексееву. Его тонкие поэтические и ...

Функции первобытного и традиционного искусства
1) Идеологическая функция. В традиционном первобытном обществе процесс творчества всегда происходит в соответствии с устоявшимися представлениями, и в этом смысле каждое произведение искусства является отражением существующей на момент ег ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru