Одним из ярких проявлений культурных традиций в Москве было развитие пись-менности и образованности. Даже простые горожане владели элементарной грамотнос-тью, а с именем купца Василия Ермолина связано составление одной из летописей(до него летописи писали только монахи). Достаточно образованными были канцеляр-ские служащие-дьяки, а посольские дьяки обязаны были знать европейские и восточ-ные языки. Появилась в Москве и бумага. Ранний памятник московской письменностиСийское Евангелие (1339 год) говорит о том, что складывалась особая московскаяшкола письма. Москвичи не были чужды наукам. При строительстве храмов и домов нужно былоделать довольно сложные рассчёты, применять рычаги. Элементарные знания приклад-ной физики и химии нужны были в литейном деле, в других ремёслах.
Большой инте-рес вызывали астрономические явления: кометы, затмения Солнца и Луны тщательнозаписывались летописцами. Сложные вычислительные таблицы составлялись для уста-новления дат церковных праздников. Исторические знания образованные люди получали в первую очередь из русскихлетописей. В Москве были составлены крупные памятники летописания, такие какСвод митрополита Киприана (1408 год), Свод митрополита Фотия (1418 год). В обобщающем памятнике летописания 15 века-Московском летописном своде 1480года подведены итоги собирания Руси вокруг Москвы и создания единого русскогогосударства. Интерес к истории других стран проявился в создании хронографа, вкотором впервые история Руси рассматривалась как часть всемирной истории.
В московской литературе наиболее распространённым был жанр житий (биогра-фии духовных и светских лиц, признанных христианской церковью святыми), но вмосковские летописи включались также повести, рассказывающие о крупнейших собы-тиях, подвигах и героях:"Повесть о тохтамышевом разорении", "Хождение Пимена вЦарьград", "Задонщина" и другие. В литературе и общественной мысли Москвы тоговремени встречаются элементы европейского возрождения, то есть возвращения к ис-токам античного искусства. Эти элементы нашли отражение и в архитектуре, преждевсего при строительстве новых зданий соборов московского Кремля.
Развитие живописи связано с творчеством величайшего иконописца древней РусиАндрея Рублёва. Будучи монахом, он учавствовал в росписи Благовещенского соборамосковского Кремля, создал прекраснейшую рукопись с миниатюрами "Евангелие Хит-рого", большую часть росписи Спасо-Андроньева монастыря. Одной единственной ико-ны "Троица" было бы достаточно для того, чтобы его имя стало бессмертным. В 14 веке на Руси появилась геральдика-оыормление княжеских, земельных и го-родских гербов. На гербе Москвы изображён скачущий всадник, поражающий копьёмдракона. Всадник на коне появился на княжеских печатях ещё во времена АлександраНевского. Это было изображение самого великого князя, но в руке у него был меч,а не копьё. После небольшого перерыва это изображение снова появилось и оконча-тельно утвердилось на эмблеме при Дмитрии Донском. Георгием победоносцем назвалимосковского всадника в первой половине 18 века.
Статьи по теме:
Категории культурологии
Категории культурологии - наиболее фундаментальные, субстанциальные и субстратные понятия о культурных закономерностях, явлениях, процессах и связях, выделяемые исследователями сущностные свойства культуры, на основании к-рых осуществляет ...
Художники – "Кукрыниксы"
Советский плакат появился в годы пролетарской революции; он нес массам призывы Коммунистической партии, звал на борьбу за свободу и справедливость.
Кто не помнит плакат Д. С. Моора “Ты записался добровольцем?”. Красноармеец, за плечами к ...
Анурадхапура - древняя столица Цейлона
Древние хроники, выдавленные стилом на листьях талипотовой пальмы, сообщают, что первое государство на Цейлоне основал индийский царевич Виджайя. Изгнанный из отчего дома за строптивость, он набрал отряд смельчаков и ушел искать счастье ...