Возникновение Кремля

Материалы о культуре » Сказание о Кремле » Возникновение Кремля

Страница 4

Кремль стал еще более красочным и прекрасным (а ведь он повидал в годину Смуты Москву, выгоревшую до Белого города и пригородов!). Было предпринято сооружение верхов башен, заканчивавшихся теперь изящными шатрами; были построены каменные "зело пречудные палаты", которые стали называть Теремным дворцом. Три этажа Теремного дворца были неслыханной новинкой в московском быту. Чарующее впечатление производило на москвитян Золотое крыльцо дворца, закрывавшееся причудливой орнаментальной решеткой, украшенной висячей гирькой; на широких площадках лестницы стояли вырубленные из камня позолоченные львы. По соседству с Золотым крыльцом находилась Боярская площадь, откуда народу объявлялись государственные указы и важнейшие новости. О внутренних помещениях Теремного дворца в народе говорили: "Ни в сказке сказать, ни пером описать ." Каждый член государевой семьи имел в ту пору в Кремле собственный дворец с многочисленными службами. Рядом со старыми боярскими теремами были построены также обширные Патриаршие палаты, Потешный дворец и т. д. Архитектурной осью Кремля, как и всей неоглядной Москвы, оставалась колокольня Ивана Великого, напоминавшая воина в золотом шлеме.

"Кремль в семнадцатом веке был средоточием всей дворцовой и правительственной жизни Москвы, - писал историк С. В. Бахрушин. - С раннего утра через главные Спасские ворота верхами или в тяжелых колымагах бояре и другие придворные съезжались в Кремль, где происходило заседание боярской думы. Здесь же, в Кремле, находились все правительственные учреждения - приказы; у дверей приказов целыми днями толпились челобитчики, тщетно добиваясь правды у возглавлявших приказы бояр. Среди них пробирались площадные дьяки с чернильницами, висящими на шее, и с гусиным пером за ухом, деятельно предлагая свои услуги для написания прошений. Тут же бирючи [глашатаи] выкрикивали "на всю Ивановскую" [площадь] царские указы, совершались наказания кнутом и батогами, стояли на "правеже" несчастные должники ."

Подражая кремлевским строениям, бояре и наиболее богатые купцы возводили в Москве храмы и терема (некоторые из них так хороши, что вошли в историю русского искусства). До наших дней, например, сохранился боярский дом семнадцатого века в Москве - палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной в Москве, что за рекой, наискосок от Кремля. Глухое предание, правда, гласит, что дом был возведен еще при Иване Грозном и принадлежал Малюте Скуратову, но до нас дошло здание, чьи формы относятся явно к красочному семнадцатому веку. Располагались палаты в густом саду, где особенно было много зарослей крыжовника - "берсеня", отсюда и название местности - Берсеневка. Здания соединялись переходами с домовой церковью, - дьяк, ведавший царскими садами, любил удобство и красоту. И жилые покои, и церковь были в одинаковой степени нарядны, украшены наличниками-кокошниками, столбами-кубышками. Каменные трехэтажные палаты Аверкия Кириллова, как и палаты князя Голицына (о последних французский посланник писал, что они являются "одним из великолепнейших домов в Европе"), были гордостью всей Москвы. Теперь, глядя на дом Кириллова, мы можем догадываться, как выглядели палаты тех, кто жил на Боровицком холме. Но с Кремлем, конечно, ничто не могло сравниться.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Башня Сююмбеки
Нa крутом спуске холма возвышается башня Сююмбеки—одно из лучших архитек­турных сооружений XVII века. Башня Сююмбеки — стройное семиярус­ное здание из красного обожженного кир­пича, Ее высота 58 метров, площадь основания 140 квадратных м ...

Итальянское зодчество XVII столетия
Контраст между напыщенным тщеславием и естественной простотой, всюду выступающий в искусстве XVII века, по преимуществу в местных формах, отражает борьбу высших духовных сил, охватившую все столетие. Подняла голову более чем когда-либо, с ...

Труд
.Эй, садись ко мне дружок, Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и божьей воле Стал разумен и велик. Там уж поприще широко, Знай работой да не трусь. Вот за что тебя глубоко Я люблю, родная Русь. Н. А. Некр ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru