Новый реализм не разрушил стиля модерн, но создал стремление к всеобщему богатству, когда каждый человек может пользоваться материальными благами всего общества. Отсюда в капиталистической системе экономики развиваются программы помощи бедным, неимущим, безработным и старикам. Благотворительность дает освобождение от налогов. Общественно полезные действия в музейном деле, в программах, дающих прибыли, в экологической деятельности пропагандируются и материально поддерживаются законами. Внимание к поддержке «социально слабых» особенно ярко проявилось в социальных революциях в Европе, прежде всего в России, в Китае и в странах Востока. Так развились социалистические общества и социально ориентированные общества, например, в скандинавских странах. Материальное обеспечение «социально слабых» перенесло стилевой акцент с эстетической организации общества на материальные нужды, на производство, на удовлетворение материальных нужд каждого. В этой связи образовался стилевой перенос предпочтений с эстетических на функциональные качества товаров и услуг и на обеспечение каждого этими материально полезными объектами. Началась своеобразная гонка за комфортом. Стали достоянием мягкая мебель, средства механизации домашнего труда, коллективные системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электрификации и другое подобное, изменился тип жилья, сложился рост мегаполисов. Все это вместе в эстетике быта отразилось в конструктивизме и функционализме, а в сфере физической культуры – в средствах личной гигиены, массовом медицинском обслуживании, в спорте и в эстетике тела.
Стилевой перенос к комфорту жизни и функциональным качествам предмета массового спроса развил рыночные отношения, развил и обогатил новыми формами товаропроводящую сеть, сделал объем продаж: символом социального успеха. Все это вместе расширило роль денег, усилило монетаристскую идеологию, а критерий владения деньгами и ценными бумагами стал критерием ценности личности – «человек таков, сколько он стоит».
Функционально-материальный стиль жизни привел к войнам, в которых состязались целые социальные системы, конкурировавшие между собой в создании богатства и комфорта для всех. Эти войны принимали характер мировых и гражданских войн. Войны приводили к разрушению материального богатства и уничтожению жизней, т.е. несли уничтожение целей, ради которых они начинались.
Осознание этого привело к экологическому движению. Экологическое движение не только принципиально отрицает войны, но и стремится уничтожить их источник. В социальном смысле экологическое движение разделяет «богатый Север» и «бедный Юг», стремясь уравнять шансы на получение материальных благ между богатыми и бедными странами путем разных видов помощи: медицинской, гуманитарной, технической, экономической, консультативной. Экологическое движение пробуждает интерес к морали. С экологической точки зрения мораль становится побудительным стимулом к поступкам, имеющим антиматериалистическую направленность – ср.: действия организации «Гринпис», экологическая экспертиза промышленных проектов, отказ от уже существующих атомных электростанций, планирование семьи и другое подобное, вплоть до публичного сожжения меховых шуб. В науке развивается направление биоэтики, биополитики и биоэстетики. Одна из составляющих этих направлений состоит во внесении в позитивное знание этических критериев.
Эти и многие подобные факты убеждают в том, что новый стиль направляется в сторону морали и моральных ценностей. Этим новейший стиль противопоставляется стилю эстетизаторства и материалистического монетаризма.
Движение стиля политики в сторону моральных ценностей возвышает роль персональности, возвышает ценность отдельной человеческой жизни и подчеркивает потребность индивидуального творчества.
В области политики с этим связаны утверждения ценностей демократии как свободного политического волеизъявления каждого. В области управления ведущим требованием морализаторского стиля становятся гласность и открытость знаний о социальных процессах. Особое внимание направляется на раскрытие секретных материалов и доступность содержания экономических и властных решений для всеобщего сведения. В этой связи особую роль начинают играть массовая информация и информатика, особенно последняя, т.к. системы связи и информационные системы, особенно такие, как Интернет, могут персонифицировать пользователя как адресата электронной почты и как потенциального создателя информации, которая может быть потенциально доступна любому другому пользователю. Информатика создает новую ситуацию в образовании и предъявляет новые требования к дидактике, методике и образовательной системе в целом.
Статьи по теме:
Искусство первой трети XVIII века
XVIII век – значительнейший период в русской истории. Реформы Петра касались не только экономической, государственной, политической, военной и общественной жизни, но также просвещения, науки и искусства. В это время шел процесс европеизац ...
Философия
В XVIIв. господствующим становится новый тип мироощущения, для которого Бытие — динамичное, изменяющееся, сталкивающееся, драматичное. Такой тип мышления, который видит в самом фундаменте вещей противоречие, разорванность, коллизию, а не ...
Восьмидесятые: перелом. Конец кино СССР
Уже не раз говорилось, что хронология и периодизации в применении их к анализу культурной жизни вообще и к истории киноискусства в частности, как правило, условны и могут не совпадать с общепринятыми историческими датами. Так, границу 197 ...