Динамика стиля в XX веке

Материалы о культуре » Стилевые течения XX века » Динамика стиля в XX веке

Страница 1

Начало XX века характеризовалось стремлением нового поколения к примату эстетики. Полагали, что эстетизированные формы жизни создают новый строй жизни, а сама жизнь приобретает новые формы благодаря эстетике. Этот образ мысли был равно присущ поэтам (символистам, акмеистам, футуристам) и другим направлениям модерна. Это же относится и к живописи так называемых «мира искусников» и футуристов, включая кубизм, абстракционизм и иные течения. Футуристическое направление характеризовало архитектуру, прикладные искусства и даже сценический танец. Тезис «прекрасное спасет мир» был как бы девизом поколения от начала века до конца 30-х годов.

Все это вместе, несмотря на различие художественных форм и течений, характеризует первую треть XX в., но для искусства нужен заказчик. Поэтому второй стороной эстетизаторства жизни был грубый денежный (монетаристский) материализм, существенный вклад в который внесло распространение марксизма. Эстетизаторско-материалистический стиль, естественно, не имел дела ни с моралью, ни с нравственными суждениями и оценками. Реакция на этот стиль стала формироваться с начала 30-х годов. В живописи это отмечено такими стилями, как «неореализм», «новая вещественность», «социалистический реализм» и подобные. Основной чертой этого стиля было не простое возвращение к реализму, сохранившему предметность живописного, словесно-художественного, музыкального и театрального воплощения художественного содержания, но это был такой выбор материи изображаемого, который заключал в себе тенденциозность выражения идеи. Если стили модернизма разнимали предмет на части и часть превращали в предмет художественного изображения, конструируя новый мир, то новый реализм как бы восстанавливал подражание предмету изображения. Восстанавливая подражание предмету, новый реализм избирал и сочетал предметы изображения так, чтобы отразить идейно-смысловую тенденцию. Идейно смысловые тенденции в Италии, Германии, СССР, США были разными, но общим было то, что идейно-смысловые тенденции проводились через выбор предметов мимезиса – реалистического подражания.

Это соотношение разъятия изображения на части в модернизме и синтез частей в новом реализме могут быть уподоблены той ситуации, когда художник компонует постановку натюрморта под углом зрения задуманного образа (в новом реализме) или делает объектом мимезиса отдельные стороны отдельных предметов (цвет моркови отдельно от натюрморта «овощи» – в искусстве модерна).

И в модернизме, и в новом реализме прослеживается связь с запросами вновь образованного языкового текста – массовой информации. В массовой информации различали отдельное сообщение об отдельном факте и его комментарий, и композицию всего выпуска. Отдельное сообщение – это кусочек картины мира, выхваченный из этой картины здесь и сейчас. Кусочек сам по себе бессмыслен вне контекста картины как целого, но изобразить такой кусочек необходимо с известным умением. Вот почему любые направления модернистского искусства – всегда эксперимент. Что касается нового реализма, то это направление представляет параллель композиции целой рубрики или целого выпуска органа массовой информации. В этом случае сложение отдельных сообщений претендует на изображение цельной картины мира или цельной, легко узнаваемой его части, взятых в данный момент его существования.

Поскольку семиотические явления, в том числе и художественное творчество, не живут отдельно друг от друга, структура произведений словесности влияет на несловесное художественное творчество, и обратно – несловесное художественное творчество само предваряет, объясняет и разрабатывает принципы словесного творчества. Содержание этих отношений составляет внешнюю сторону динамики социальной стилистики, отражающую внутреннюю суть стиля. Динамика социальной стилистики состоит в том, как новому поколению видятся основные пути развития общества по направлению к благоденствию. В начале XX века модернизм провозглашал эстетическое переустройство мира. Все вещественное окружение, вся материальная культура должны быть эстетизированы. По мысли модернизма, эстетичность среды обитания, всего искусственного культурного окружения должны создать такие условия бытия, что они изменяют существование человека, в том числе и его душевное состояние, в сторону его совершенства. Сам человек в новом окружении вещей средствами физической культуры и спорта совершенствует свои дух и тело. Этим достигается прогресс человечества. Отображением этих идей на современное бытие человека в вещном мире являются дизайн как основа проектирования товаров и услуг и реклама как внушение желания пользоваться товарами и услугами.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Великие Дионисии
Время возникновения — период тирании Писистрата, скорее всего 534 г. до н. э., когда Писистрат оставляет в Афинах трагика Феспида. Время проведения — конец марта — начало апреля в течение пяти дней (два дня жертвоприношений и дифирамбиче ...

Сергиевская матрешка
Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII - XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали ...

Академизм второй половины XVII
Академизм второй половины XVII века выражал господство разума над чувствами, ясность мысли и формы, четкость и строгость рисунка. Это направление школы, с одной стороны, вносило дисциплинирующее начало в искусство и творчество, с другой — ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru