Культурология и история

Материалы о культуре » Культурология и история

Страница 1

Как известно, понимание смыслов - это всегда овладение смыслами. Поэтому необходимость четких дефиниций, в особенности в отношении столь молодой науки, как культурология, представляется почти что категорическим императивом, неизбежным в ситуации сопоставления со столь старой областью знания, как история. Проблема взаимоотношения культурологии и истории, казалось бы, состоит в выяснении контактных зон и взаимообусловливающего влияния двух научных дисциплин. Это, безусловно, так, но, как представляется, данной констатации недостаточно. Прежде всего необходимо определить сами понятия культурология и история - являются ли они отдельными дисциплинами, изучающими конкретное, имеющее свои границы явление, или же они по своей природе сложносоставны, т.е. мы имеем дело не с сингулярной дисциплиной, но с метадисциплиной. Второе понимание кажется нам более ёмким, хотя в этом случае трудно определить границы предмета.

Начнем с истории. В принципе, она как наука тотальна, поскольку имеет дело с категорией времени, абсолютной для земного существования. Тетроrа mutantur, следовательно, все течет, все изменяется. Поскольку есть изменения, есть прошлое, а значит, и история, поскольку история - это наука о прошлом. В понятие прошлого, в сущности, входит вся совокупность человеческой деятельности в ее временной протяженности, а также условия, включая природные, этой деятельности и трансформация самого субъекта истории - человека. Поэтому существуют понятия геологической истории Земли (до появления человека), история климата и т.д. Любое событие исторично, степень его значимости зависит от многих факторов и их совокупности. Допустим, факт падения яблока на голову Ньютона, конечно, менее значим, чем открытие закона тяготения, но, тем не менее, при наличии двух факторов: яблока и гениальной головы. Ценность исторического факта падения первого на второе уже бесконечно далека от нуля. Собственно говоря, все научные открытия, т.е. осознание человеком физических, химических, астрономических и т.п. реалии глубоко историчны, так как произошли в конкретный момент исторического развития человечества. Таким образом, открытие, допустим, распада элементарных частиц, явления константного, не зависящего от хода человеческой истории, становится в конкретный момент этого хода событием историческим, влияющим на историю. Другими словами, развитие всей природы, неживой и живой, включая человека как единственного носителя сознания, способного осознавать это развитие, и составляет предмет этой истории. История человечества - лишь ее часть. История человечества, далее, дробится на многочисленный ряд областей специального знания, от политической и социально-экономической истории (то, что люди договорились именовать собственно историей) до, скажем, истории культивирования злаков. Вероятностные аспекты термина история настолько широки, что охватывают все явления, изменяющиеся во времени. К тому же история иерархична (как область знания): история костюма, допустим, не может иметь столько же ценностного смысла, сколько история музыки. С другой стороны, история плюралистична и демократична: каждый феномен имеет свою историю и поэтому может претендовать на ее фиксацию и изучение. История культуры, следовательно, одна из вспомогательных исторических дисциплин, которая, в свою очередь, многосоставна.

Вопрос, нас интересующий, состоит в том, охватывает ли история в ее тотальном понимании также и культурологию. Чтобы на него ответить, попытаемся дать определение культурологии, т.е. выяснить, всецело ли она исторична. Прежде всего необходимо констатировать, что она несводима к истории культуры. Это не сумма истории литературы, живописи, музыки и т.д., это даже не синтетическая междисциплинарная наука, обобщающая в гомогенное целое различные области культурной активности человечества. Культурология также не является синонимом философской эстетики, хотя для нее первостепенно важно теоретическое осмысление культурного развития человечества, выражаемое в философских терминах. Эссеистика и беллетристика на темы культуры, конечно, может быть формой реализации культурологических штудий конкретного автора, однако она слишком публицистична и популяризационна, чтобы претендовать на научность. С другой стороны, она сама служит прекрасным материалом для культурологического исследования как пограничный жанр, где взаимодействуют научный, художественный и обыденный типы культурного самосознания.

Чтобы дать определение культурологии, следовало бы сначала определить, что такое культура. Поскольку уже существует, кажется, свыше 300 определений культуры, предлагать еще одно было бы по меньшей мере наивным. Более важно установить сущностную характеристику культуры как явления исторического или антропологического (о чем не утихают дискуссии), а не только разделять существующие определения культуры на технологические, деятельные и ценностные , поскольку эта дефиниция представляется уже понятием второго ряда. Если культура исторична, то она преходяща, всецело обусловлена историческим развитием в данное время, в данном месте и в данном социуме. Из-за значительности исторических трансформаций и межнациональных различий культура прошлого и культуры чужих народов обречены на герметичность. Дистанцию между феноменом культуры и его реципиентом может покрыть только трактовка и адаптация этого феномена. В этой системе соотношений колоссальное значение приобретает фигура историка-толкователя, т.е. герменевта.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Среднеитальянское зодчество XVI века
Грандиозность построек расцветшего в Риме высокого Ренессанса повлекла сама собой к укреплению стен и опор, к предпочтению куполов, бочковых сводов и столбов, а также к усилению и упрощению отдельных украшений. Рука об руку с этим шло бол ...

История создания ансамбля народного танца Грузии
Об основателях ансамбля грузинского танца Илико Сухишвили и его жене Нино Рамишвили сохранилось много легенд. Берия представил Сталину грузинских танцоров, назвав их меньшевиками, и советовал расстрелять всех, кто носит фамилию Рамишвили. ...

«Хрустальное чудо»
Брат Алексея Дмитриевича Оболенского, последнего из князей, владевших селом Березичи, Александр Дмитриевич Оболенский (1847 – 1917) бывал в здешних местах. Он также был вкладчиком Никольской церкви села Березичи. Но особо хочется отметить ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru