Вазопись геометрического стиля

Материалы о культуре » Вазопись геометрического стиля

Страница 3

Но возможно, субмикенский период, с его предельной простотой и некачественностью исполнения стал не только показателем глубинного кризиса, охватившего Грецию в период конца XII — сер. XI вв. до Р.Х., сколько и ещё некоей точкой отсчёта, поиска новых художественных решений, взяв на себя роль краткого конспекта, в котором излагаются будущие характерные черты вазописи геометрического стиля. Запчасти для стиральных машин митинский рынок: продажа запчастеи repairpieces.ru.

В следующий протогеометрический период произошёл существенный перелом, т.к. «переход от вазовой живописи субмикенского стиля… к непосредственно следующей за ней и, видимо, вырастающей из неё протогеометрической вазописи ознаменовался резким, отчётливо различимым скачком в новое качество, явной сменой эстетических ориентиров, т.е. сдвигами подлинно революционного характера». Так, по мнению Б.Р. Виппера, качественным параметром, позволяющим разделить субмикенскую и протогеометрическую вазопись, является использование последней циркуля как инструмента, дающего чёткость исполнения орнамента. Ю.В. Андреев отмечает что, «внимательное изучение ваз ПГ периода показало, что создававшие их ремесленники использовали устойчивый гончарный круг, тщательнее готовили глину, предназначенную для формовки сосудов, обжигали его при более высокой температуре, что придавало лаку большую прочность и красоту, а для нанесения рисунка применяли циркуль с составной кистью и линейкой» .

Протогеометрическая керамика появилась, вероятно, около середины XI в. до Р.Х. в Аттике и на Эвбее. В других районах, связанных, прежде всего, с зоной дорийского расселения этот стиль сначала появился в Арголиде (вторая половина XI в. до Р.Х.). В Лаконии, Мессении, Элиде, Ахайе, Фокиде, Локриде, внутренней части Фессалии, занятых дорийцами и другими представителями северо-западных греческих диалектов, протогеометрическая вазопись фиксируется с большим опозданием — во второй половине или даже в самом конце Xв. до Р.Х. При этом важно отметить что, появление протогеометрической вазописи не является результатом прихода дорийских племён, а скорее всего вызвано спонтанным развитием культурных традиций местного додорийского населения.

Заметно вырастает художественное качество сосудов, художественный вкус гончаров. Сосуды протогеометрического стиля отличаются небольшими размерами, по своим формам пока ещё «… представляют собой как бы нечто среднее между микенской и геометрической керамикой… но неожиданно проявляется новое, тектоническое чутьё формы и закруглённый корпус сосуда получает прочную, резко выделенную воронкообразную ножку — один из излюбленных элементов геометрического стиля». Тектоника есть важнейшее художественное качество древнегреческого искусства. По мнению М.В. Алпатова, «тектоника есть связь изображения с основными законами построения целого. Она заключается в том, что фигуры должны соответствовать целому или хотя бы одна из фигур целому должна служить опорой… Тектоника обладает важным свойством – она вносит в композицию элемент функции, придаёт всему устойчивость». Именно тектоничность как новое качество формы делает силуэт сосуда более компактным, собранным (протогеометрический сосуд конца XI в. до Р.Х., амфора 975–950 гг. до Р.Х.; оба — из Музея Керамика в Афинах). Линия контура, творящая подобный силуэт постепенно теряет аморфность, а приобретает чётко выраженную динамику ритма от низа к горлышку. В связи с этим, «лучшие образцы ПГ керамики отличаются особой элегантностью силуэта. В них достаточно ясно выражено чувство ритма и пропорции, благодаря чему эти сосуды кажутся более стройными и устойчивыми, чем неуклюжие творения микенских гончаров». При этом элегантность формы соседствует с её простотой и наглядной ясностью.

Уже в период протогеометрики складывается гармоничное единство и взаимодополняемость всех элементов, составляющих художественную выразительность сосудов. Простота формы подчёркивается очень скупой орнаментикой сосудов. Иногда декорировка сосуда цветом сводится к закраске всей поверхности слоем чёрной глазури. М.В. Алпатов пишет, что «греки больше других народов заботились о том, чтобы каждое произведение составляло целое. Платон считал, что нужно исходить из целого, Аристотель рассматривал всякое произведение как нечто имеющее начало, середину и конец. Он учил, что из единого следует выделить соединённые в нём противоположности». Сложение зачатков этих важных компонентов для будущего развития древнегреческого искусства и культуры уже можно отметить в сосудах протогеометрического периода.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Экономический материализм или культурный фактор
Анализ текстового материала массовой информации и рекламных слоганов отмечает состояние политической динамики. Это давно известно всем тем информационным работникам, которые занимаются анализом текстов массовой информации и рекламы. Итоги ...

Трактовка принципов дендизма в творчестве Бенджамина Констана
В чисто интеллектуальном плане как психологическое и умственное явление дендизма получил отражение в двух знаменитых французских романах той же эпохи: «Адольфе» Бенжамена Констана и «Обермане» Сенанкура. Первый из этих романов был перевед ...

Риторика Аристотеля
Аристотель в своей «Риторике» значительно расширил область риторики, сравнительно с точкой зрения, распространенной на неё в то время. Так как дар речи, по его мнению, имеет характер всеобщности и находит применение при самых разнообразны ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru