Вазопись геометрического стиля

Материалы о культуре » Вазопись геометрического стиля

Страница 6

Рассмотрим подробнее две аттических амфоры. Одна датируется 875–850 гг. до Р.Х. и происходит из Музея Керамика в Афинах, другая — датируется второй половиной IX в. до Р.Х. и хранится в Национальном музее в Афинах. Амфора, датируемая 875 – 850 гг.до Р.Х. находится на стыке двух изобразительных традиций – созданная ещё в рамках конца раннегеометрического периода, она по структуре своей росписи предвосхищает основные черты росписей среднегеометрического времени.

Обе амфоры просты и изящны по форме, каждая часть сосуда (основание, тулово, плечики, горлышко), отделённая одна от другой, представляет собой самостоятельную зону, гармонично сочетающуюся в единую конструкцию сосуда. Линия контура чётко рисует силуэт сосуда, подчёркивая тектонику конструкции. Всё пространство ваз покрыто росписью, сочетающей орнаментальные и цветные полосы.

Как пишет Б.Р. Виппер, «орнамент геометрического стиля сводится к простым, по большей части прямолинейным элементам – зигзагу, треугольнику, меандру, кресту, шашечному узору. Сюда присоединяются ещё точно проведённые циркулем круги и розетки… Нет и следа свободного забрасывания сосуда украшениями, как в эгейской керамике. Суровыми, мерными полосами орнамент охватывает стенки сосуда. Железный дух творцов дорийского храма чудится в этой скупой, жёсткой декорации, полной страха перед пустым пространством». Ширина регистров напрямую зависит от их месторасположения — по мере приближения к центру тулова они, согласуясь с динамикой линии контура, начинают становиться всё шире и шире. Наиболее широкая и, как правило, наиболее насыщенная декором орнаментальная полоса располагается на самой широкой части тулова.

Амфора из Национального музея выполнена в более скупом варианте декора — используется точечный, зигзагообразный и зубчатый орнамент орнаменты, а также сложный меандр. Орнаментальные полосы сочетаются с полосами, заполненными чёрным лаком, при этом «в вазах геометрического стиля всегда сохраняется горизонтальная последовательность построения». Строгость и определённая скупость орнаментальной композиции ещё раз подчёркивает строгость и ясность формы сосуда, т.к. «форма ваз оказывала большое влияние на выбор тем и ни их оформление», наделяя памятник качеством монументальности и суровой лаконичности. Данный сосуд выступает как своеобразный пример орнаментальных мотивов, отобранных зрелогеометрическим периодом и умело смоделированных в единую чётко читаемую программу, которая являла собой «… своеобразное приручение или магическое заклятие диких, стихийных сил природы средствами искусства .» .

Амфора из Музея Керамика даёт несколько иной, более сложный и богатый, но менее композиционно уравновешенный вариант росписи. Роспись, как и в вышеописанном сосуде, занимает центр тулова, плечики. Самым насыщенным и изысканным по декору является фриз, размещённый на центре тулова. Здесь используется разнообразная «гамма» орнаментальных элементов — концентрические круги с крестами в центре, треугольники, ромбы, зубчатый и диагональный орнамент, меандр, т. наз. «рыбья кость». Вся орнаментальная композиция, при обилии используемых составляющих, слагается в менее строго лаконичную, но не менее гармоничную систему, чередуя вертикальные и горизонтальные полосы, заполненные знаками и фигурами, что позволяет зрительно уравновесить роспись регистра. При этом, «орнаментальный декор принимает здесь активное участие в структурировании пластической формы вазы. Образно говоря, из «кожи» сосуда он превращается в его «плоть» или даже «костяк». Поэтому возникающая при взгляде на вазу, расписанную в геометрическом стиле, оптическая иллюзия даёт хорошо ощутимый и, видимо, сознательно рассчитанный художником архитектонический эффект». Как характерная деталь поиска новых выразительных форм, в данном сосуде выступает обилие, подчас избыточность орнаментальных решений, лишённых лаконичности и скупости композиции, - тех качеств, которые будут присутствовать в росписях сосудах периода расцвета среднегеометрической керамики.

Несмотря на разницу в подходе к орнаментальному оформлению, оба сосуда обладают общим набором качеств, которые можно охарактеризовать, как стремление выстроить гармоничный художественный образ, наделённый подчеркнутой конструктивностью и логической ясностью путём приведения всех частей, составляющих его в строгое соответствие между собой. Данный художественный образ отражает «… чрезвычайно важные культурно-мировоззренческие сдвиги, отделяющие греков геометрического периода, уже приближающихся к выходу из длинного «тоннеля» тёмных веков, от их отдалённых предшественников – греков микенской эпохи». В росписях геометрических ваз «… можно прочесть почитание красоты и преклонение перед вечным мерным движением небесных тел, течением рек, чередованием сезонов, ростом кристаллов, но здесь нет места всему тому, что способно изменяться, приобретать индивидуальность. Для этого требовалось изображение, а не абстрактный символический рисунок». В вышеприведённых фактах можно увидеть ещё одну важную особенность древнегреческого искусства – «… оно (искусство – С.З.) рисует мир во веем богатстве явлений и их взаимодействии. Оно не стремится сосредоточить внимание на частном явлении, не имеющем отношения к целому. Чтобы художник не увековечил… всё мыслится им как составляющая часть мира. Всякое отдельное явление входит частью в целое». В сосудах зрелогеометрического периода просматриваются процессы отбора и формирования на базе выбранных элементов многих важнейших качеств, составляющих специфику не только геометрического стиля, но всего древнегреческого искусства в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме:

Иконографическая традиция и художественное творчество
Андрей Рублев. Преображение. Икона Благовещенского собора Московского Кремля. 1405.(Andre Roublev. La Transfiguration. Icone. Cathedrale de I'Annonciation du Kremlin de Moscou. 1408.) Еще лет пятнадцать тому назад Роберто Лонги в своей ...

"Бальдерьеро"
София - великое, царственное и женственное существо. Возможность хаотического существования, от века содержащая в Боге . Но Бог любит хаос в его инобытии, и Он хочет, чтобы сей последний существовал. Вл. Соловьев Приведенная в эпиграф ...

Создание основы общеславянского литературного фонда
По свидетельству Жития, Константин Философ создал славянскую азбуку в Константинополе, отозвавшись на личное обращение к нему византийского императора Михаила III, озабоченного просьбой Моравского князя Ростислава прислать в Моравию учите ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru