Святилище Артемиды Орфиии в Спарте

Материалы о культуре » Зарождение основ художественной культуры Древней Греции » Святилище Артемиды Орфиии в Спарте

Страница 4

Также общим элементом, объединяющим все описанные примеры выступает раскраска стен и крыши геометрическим орнаментом (меандр, треугольники, ромбы).

Анализируя подобные следы древнейших построек, представленных терракотовыми моделями, можно сделать выводы о том, что процесс сложения классической греческой храмовой постройки шёл быстро и включал в себе все строительные традиции предшествующих времён. Творчески перерабатывая все знакомые элементы конструкции и её оформления, греки в конце VIII в. до Р.Х. создают свой собственный образ храма.

Постройки, возникшие не раньше второй половины VIII в. до Р.Х. можно Б.Р. Виппер сводит к трём типам101. Первый тип — храм с "адитоном", который, вероятно имел восточное происхождение и практически не связан с дальнейшим развитием греческой архитектуры102. Подобный тип постройки представлен в т. наз. храме Б в Принии (Крит). Постройка состояла их трёх пространств, расположенных на одной оси — вестибюль без колонн, целла с жертвенным алтарём по середине, позади целлы располагался адитон (недоступное священное место)104. Как полагает Б.Р. Виппер, "…план храма Б в принии восходит к какому-то другому источнику, до сих пор ещё невыясненному (быть может, его нужно искать на Востоке, в Финикии)".

Два другие типа храмового зодчества опираются на традиции эгейской жилой архитектуры. Первоисточником для одного типа послужила пространственная концепция критских дворцов. Примером такой постройки принято считать храм Аполллона Карнейского на о-ве Фера, датируемый концом в. до Р.Х.106 Постройка имеет форму вытянутого в длину прямоугольника и состоит из ряда помещений: пропилеи с двумя колоннами, поставленными не в антах, а перед стенами; двор перед храмом, с трёх сторон которого у стен расположены скамьи; храм с широким вестибюлем и целлы, вырезанной наполовину из скалы.

Третий тип храма восходит "…к континентальной схеме жилого дома — не столько к её микенском, сколько в среднеэлладском варианте" и представлен терракотовыми моделями и храмом в Дреросе. Данный тип будет представлен в постройке, продолжающей старую традицию периода геометрики, но выстроенной в VII в. до Р.Х. Это т.наз храм А в Принии, состоящий из одной целлы с очагом в центре и пронаоса с одним столбом посередине. Как отмечает Б.Р. Виппер, "подобный план нам уже знаком: мы его встречал в ахейском жилом доме, и наиболее яркое выражение он нашёл в среднеэлладском мегароне в Кораку и в одном из зданий шестого слоя в Трое. …Что касается принийских капителей, то найденные фрагменты более всего напоминают капители раннеионийского или эолийского типа. Если мы попытаемся среди ранних греческих храмов подыскать параллели к этому типу плана и конструкции, то окажется, что наиболее близкое сходство с принийским храмом обнаруживают храмы наиболее отдалённых от Крита областей — Эолии и Троады".

Таким образом, важным для нового этапа в развитии художественной культуры и сложения древнегреческой архитектуры явилось возникновение новых поселений со специфической планировкой и формирование основных композиционно-планирочных элементов древнегреческого города, прежде всего акрополя.

Также в течение периода тёмных веков из разных источников путём не прямого заимствования образцов, а их творческой переработки формировался греческий храм. Уже в VIII. до Р.Х. появляются такие детали будущего классического греческого храма как портик на фасаде и разделение ранее совмещённых кровли и потолочного перекрытия и появление двухскатного перекрытия (храм в Дреросе, терракотовые модели из Аргоса и Перахоры); планировочная структура в форме вытянутого прямоугольника и состоящая из пронаоса, наоса и адитона (храм Б в Принии); обрамление здания колоннадой и деление внутреннего пространства колоннами на нефы (храм Артемиды Орфии в Спарте).

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме:

Миф и религия в античной культуре
Одним из самых ранних и существеннейших элементов античной культуры является миф. Миф (от греч. muthos - слово, сказание) можно определить как повествование о происхождении мира, богов, героев, различных народов, событиях естественной и о ...

Ансамбль народной песни и танца Грузии
Государственный академический ансамбль народной песни и танца Грузии «эриссиони». В сопровождении собственного оркестра и хора! легендарное грузинское шоу! Если вы любите грузинскую культуру, если вы фанатеете от зажигательных ритмов и су ...

История образа
Икона Божией Матери, именуемая «Утоли моя печали», была привезена в Москву казаками при царе Михаиле Федоровиче, в 1640 году, и помещена в церкви Святителя Николая на Пупышах в Замоскворечье. Более ста лет образ находился в забвении на ко ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru