Также общим элементом, объединяющим все описанные примеры выступает раскраска стен и крыши геометрическим орнаментом (меандр, треугольники, ромбы).
Анализируя подобные следы древнейших построек, представленных терракотовыми моделями, можно сделать выводы о том, что процесс сложения классической греческой храмовой постройки шёл быстро и включал в себе все строительные традиции предшествующих времён. Творчески перерабатывая все знакомые элементы конструкции и её оформления, греки в конце VIII в. до Р.Х. создают свой собственный образ храма.
Постройки, возникшие не раньше второй половины VIII в. до Р.Х. можно Б.Р. Виппер сводит к трём типам101. Первый тип — храм с "адитоном", который, вероятно имел восточное происхождение и практически не связан с дальнейшим развитием греческой архитектуры102. Подобный тип постройки представлен в т. наз. храме Б в Принии (Крит). Постройка состояла их трёх пространств, расположенных на одной оси — вестибюль без колонн, целла с жертвенным алтарём по середине, позади целлы располагался адитон (недоступное священное место)104. Как полагает Б.Р. Виппер, "…план храма Б в принии восходит к какому-то другому источнику, до сих пор ещё невыясненному (быть может, его нужно искать на Востоке, в Финикии)".
Два другие типа храмового зодчества опираются на традиции эгейской жилой архитектуры. Первоисточником для одного типа послужила пространственная концепция критских дворцов. Примером такой постройки принято считать храм Аполллона Карнейского на о-ве Фера, датируемый концом в. до Р.Х.106 Постройка имеет форму вытянутого в длину прямоугольника и состоит из ряда помещений: пропилеи с двумя колоннами, поставленными не в антах, а перед стенами; двор перед храмом, с трёх сторон которого у стен расположены скамьи; храм с широким вестибюлем и целлы, вырезанной наполовину из скалы.
Третий тип храма восходит "…к континентальной схеме жилого дома — не столько к её микенском, сколько в среднеэлладском варианте" и представлен терракотовыми моделями и храмом в Дреросе. Данный тип будет представлен в постройке, продолжающей старую традицию периода геометрики, но выстроенной в VII в. до Р.Х. Это т.наз храм А в Принии, состоящий из одной целлы с очагом в центре и пронаоса с одним столбом посередине. Как отмечает Б.Р. Виппер, "подобный план нам уже знаком: мы его встречал в ахейском жилом доме, и наиболее яркое выражение он нашёл в среднеэлладском мегароне в Кораку и в одном из зданий шестого слоя в Трое. …Что касается принийских капителей, то найденные фрагменты более всего напоминают капители раннеионийского или эолийского типа. Если мы попытаемся среди ранних греческих храмов подыскать параллели к этому типу плана и конструкции, то окажется, что наиболее близкое сходство с принийским храмом обнаруживают храмы наиболее отдалённых от Крита областей — Эолии и Троады".
Таким образом, важным для нового этапа в развитии художественной культуры и сложения древнегреческой архитектуры явилось возникновение новых поселений со специфической планировкой и формирование основных композиционно-планирочных элементов древнегреческого города, прежде всего акрополя.
Также в течение периода тёмных веков из разных источников путём не прямого заимствования образцов, а их творческой переработки формировался греческий храм. Уже в VIII. до Р.Х. появляются такие детали будущего классического греческого храма как портик на фасаде и разделение ранее совмещённых кровли и потолочного перекрытия и появление двухскатного перекрытия (храм в Дреросе, терракотовые модели из Аргоса и Перахоры); планировочная структура в форме вытянутого прямоугольника и состоящая из пронаоса, наоса и адитона (храм Б в Принии); обрамление здания колоннадой и деление внутреннего пространства колоннами на нефы (храм Артемиды Орфии в Спарте).
Статьи по теме:
Пейзажная живопись
Общую картину развития русского искусства того времени дополняли и другие залы Музеума, где была показана пейзажная живопись. Особое место в ней отводилось мастеру городских архитектурных пейзажей Ф. Я. Алексееву. Его тонкие поэтические и ...
Отец-подкулачник и сын-пионер
Легенда о юном пионере, погибшем от рук отца-кулака в сентябре 1932 года в Уральских лесах, неподалеку от тех мест, где нашли свой конец царские страстотерпцы и новомученики, до сих пор покрыта тайной. Скорее всего, это было дело рук ГПУ. ...
Возникновение жанров
“Киномоголы” стремились выдавать развлекательную продукцию высшего качества, но не желали рисковать, выпуская картины, коммерческий успех которых был сомнителен. Дабы свести этот риск к минимуму, они стали сосредоточивать свои усилия на ф ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...