Святилище Артемиды Орфиии в Спарте

Материалы о культуре » Зарождение основ художественной культуры Древней Греции » Святилище Артемиды Орфиии в Спарте

Страница 2

Поселения можно разделить на два типа. К первому относятся "…укреплённые "городки" с более и менее компактной застройкой"74, со следующей чётко прослеживающейся тенденцией в планировке — "… стремление разместить на крайне ограниченном укреплённом самой природой … и человеком пространстве возможно большее количество жилы и хозяйственных построек"75. Такой тип Ю.В. Андреев называет интравертным76, относя к нему такие поселения как Смирна II (ионическое побережье Малой Азии), Загора (о-в аАндрос), Врулия (о-в Родос), Ксоборго (о-в Тенос), Кастро (о-в Сифнос), Цикаларио (о-в Наксос), а также Фест, Врокастро и Кавуси на Крите77. Важно также отметить и тот факт, что в "… в своих представлениях о "городе" и "городской жизни" Гомер ориентировался преимущественно на интравертную модель укреплённого поселения"78.

Внутренняя планировка поселений могла иметь различные вариации. Так в Загоре, Цикаларио, Врулии, Ксоборго, Фесте, Врокастро дома из камня или сырцового кирпича имели прямоугольную форму и выстраивались вплотную друг к другу, "…образуя либо компактные, сотообразные блоки – "кварталы", более или мене ориентированные по сторонам света, либо длинные сплошные ряды жилищ, вытянутые вдоль общей задней стены, которая могла служить также оборонительной стеной всего поселения79"80. Присутствовала и достаточно беспорядочная планировка внутри поселения, обнесённого общей стеной, как, например в Смирне II81.

Другой тип поселений Ю.В. Андреев определяет как экстравертный82. К нему относят городище Эмпорио на о-ве Хиос. На вершине городища, обнесенной низкой грубо выложенной из камня стеной без башен и ворот, располагались два здания прямоугольной формы, значительно превосходящие по своим размерам остальные постройки города83. Дж. Бордмэн, производивший раскопки, предположил, что одно из этих зданий могло быть храмом Афины, другое — домом правителя84. По мнению Ю.В. Андреева, "окружённое стеной пространство, на котором находились оба эти здания (его площадь составляла около 2500 м²), могло использоваться и как священный участок (темен), и как место народных собраний (агора)"85 и может быть охарактеризовано как "примитивный акрополь, занимавший около 40% от всей площади поселения, и, видимо, вполне сознательно оставленный свободным от жилой застройки, за исключением "дома правителя"86. Несмотря на то, что Эмпорио остаётся единственным образцом поселения эксравертного типа, "…нечто подобное представляли собой в IX-VIII вв. Афины, Аргос, Коринф и некоторые другие культурные центры Греческого мира, хотя прямыми археологическими подтверждениями этих догадок мы пока не располагаем"87. Ю.В. Андреев полагает, что акрополь Эмпорио можно рассматривать как ядро зарождающегося полиса88.

Как более сложный архитектурный ансамбль, свидетельствующий о зарождении полиса следует рассмотреть архитектурный ансамбль Дрероса (Восточный Крит), датируемый последней четвертью VIII в. до Р.Х. и представляющий собой агору89. Анализ данного комплекса важен, т.к. "вероятно, подобным же образом — в виде агоры, совмещённой с цитаделью и важнейшими святилищами был спланирован первоначальный общественный центр и в таких крупных полисах, как Афины, Аргос, Коринф и др."90.

Основную часть ансамбля образует большая прямоугольная терраса (общ пл.– 40 х 25 м²), в юго-западном углу которой сохранились сем широких каменных ступеней (первоначально эта конструкция окаймляла все южный край террасы), расположенных в виде буквы П, и служившие местами для сидений91. Данный "амфитеатр" "… мог использоваться для собраний как политического, так и религиозного характера"92.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Дмитрий Григорьевич Левицкий
Одним из величайших художников XVIII столетия, сумевшим наиболее полно выявить основные особенности и принципы, сам дух живописи своего века, был Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822). Левицкий –создатель и парадного портрета (недаром ...

Традиции развития хачкаров в XIV–XXI столетиях
Дальнейшее развитие основных художественных групп хачкаров в эпоху позднего средневековья (XIV–XVII вв.). В XIV–XVII вв. – в период непрерывных вражеских нашествий на Армению, в эпоху экономического и политического упадка – хачкары продол ...

Представление о красоте у древних греков
Красота и прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии. Мера по ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru