Вавилонская башня

Материалы о культуре » Вавилонская башня

«В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна – это когда не получаешь того, что хочешь, другая – когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия».

Оскар Уайльд

Библия говорит о «земле Сен-наарской» как о месте, где зародилась цивилизация, значение которой для последующих поколений трудно переоценить. Современное деление года на месяцы и недели, круга – на градусы, индоевропейские языки и корни всех известных религий восходят к древнему Сен-наару. Здесь был построен город Вавилон.

К этому времени возникают и три основных духовных центра древнего мира: на берегах Нила, Евфрата и Инда. В этот же период, примерно 5 тысяч лет назад, формируется Крито-Минойская цивилизация. В дальнейшем остров Крит завоюют ахейцы, предки древних греков, и на обломках его культуры вырастет древнегреческая религия и культура древней Эллады. К тому же времени восходит и индийская йога (что в переводе с санскрита означает «соединяю»).

Все эти культуры характеризуются устойчивым многобожием, или политеизмом. Эта эпоха знаменует собой и мощный всплеск эгоизма, который вызвал в человеке желание не уподобляться все более природе, а изменять ее в соответствии с собственными целями. Аллегорически это описывается в виде желания построить башню до небес. Возросший эгоизм оторвал человека от естественной среды обитания, и он вознамерился эгоистически овладеть Вселенной, противопоставив, тем самым, свое «Я» обществу и природе. Вместо любви возникла ненависть. Люди отделились друг от друга, и единый народ древнего мира распался на множество наций.

Историк Иосиф Флавий так описывает вавилонское строительство: «Творец сделал их разноязычными – они перестали понимать друг друга и разошлись. Место, где строили башню, назвали Вавилон от произошедшего там смешения языков».

В начале XX века немецкий археолог Р. Кольдевей обнаружил в Вавилоне руины башни размером 90 х 90 х 90 метров. Древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н.э., описал башню как семиярусную пирамиду таких же размеров.

Как ни странно, мировые реалии последних полутора веков во многом похожи на реалии времен древнего Вавилона. За первой волной промышленной революции последовало ускоренное развитие во всех областях, которое только можно представить. Энергетика и транспорт, телевидение и радио, киноиндустрия и биржа, предметы роскоши и пища для гурманов, хаи-тек и демократия – все это переживает сейчас бурный расцвет. Эгоизм, впервые вырвавшийся наружу в древнем Вавилоне, достиг в начале XX столетия последнего этапа своего развития. Сегодня он растет несоизмеримо быстрее, чем в предшествующие эпохи, постоянно наращивая темп.

Наряду с ускоренным развитием технологий многих из нас не покидает ощущение, что мы живем в современном аналоге Вавилона.

Всё больше людей отправляется на поиски чего-то, лежащего за пределами наполнений нашего мира, даже самых соблазнительных. Мы приходим к пониманию, что слепая погоня за эгоистическими искусами обречена на неудачу и такой подход необходимо изменить, найдя более верный путь в жизни. Полная неудовлетворенность стала основной причиной самого распространенного недуга современного мира – «эпидемии депрессий».

В дополнение к внутреннему кризису, нарастающему в людях в течение последнего столетия, малопривлекательной остается и внешняя реальность. Мировые войны, террор, всеобщая ядерная угроза, растущая нищета, кризисы в экологии, науке и искусстве – все это только обостряет ощущение, что решение находится на более высоком, более общем уровне. Сегодня потомки вавилонской цивилизации осознают скрытое доселе зло.

Расширяющееся понимание всеобщего кризиса возвращает мир в то же состояние, в которое был поставлен Древний Вавилон пять тысяч лет назад. Однако существует принципиальное отличие: сегодня человечество, расселившееся по всему земному шару и насчитывающее миллиарды людей, уже готово слушать.

Статьи по теме:

Немецкая скульптура в 16 в
Немецкая скульптура в 16 в. не достигла такого высокого уровня развития, как живопись и графика. Однако хотя среди скульпторов этого столетия не было художников, равноценных Дюреру или Гольбейну, все же целый ряд мастеров скульптуры вполн ...

Народное творчество
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них ...

Иконография
Казанский образ принадлежит к иконографическому типу «Одигитрии». От классического варианта этого типа его отличает лишь оплечное изображение и наклон головы Богоматери к Младенцу. Первоначальная икона Казанской Богородицы являлась списко ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru