Едва ли не самой тонкой по настроению работой Борисова является его «Лунная ночь. Медведь на охоте», написанная в 1899 году. Ровный холодный свет луны рассеивает мглу, придавая ночному небу пепельно-голубой оттенок. Призрачно мерцают, растворяясь вдали, ледяные скалы; голубыми искрами поблескивает свет. На нем ясно отпечатались следы крупного зверя. А вот и сам полярный житель – большой белый медведь! Он голоден и вышел на охоту. Шея его сильно вытянута вперед, ноздри жадно втягивают морозный воздух.
Трудно передать ощущение, которое возникает при взгляде на этот этюд. Прежде всего он вызывает у зрителя эстетическое наслаждение. Этюд выдержан в изысканной жемчужно-голубой гамме, которая многократно варьируется в работах Борисова, неизменно свидетельствуя о его крупном живописном даровании. Цветовыми акцентами являются лишь ярко-синий силуэт медведя и его резкая тень. Мастерство выполнения и тонкий художественный вкус придали этому в достаточной мере обыденному для севера мотиву почти фантастическое звучание.
Этюд покоряет не только своими колористическими и композиционными достоинствами, но и теплым, любовным отношением к изображаемому. Это взгляд не зоолога, пристально изучающего животного, не промышленника, интересующегося медведем ради его дорогостоящей шкуры, не трусливого путешественника, видящего в огромном звере лишь хищника, вышедшего на охоту.
Подолгу наблюдая за полярными птицами и животными, Борисов великолепно изучил их повадки, привычки и движения. В их обществе художник не чувствовал себя посторонним. Поэтому с трогательной любовью изображал он птичьи базары и белых медведей, то плывущих в прозрачно-зеленых волнах океана, то собирающихся прыгнуть в воду, то резвящихся на снежной поляне, залитой лунным светом.
В том же году парижский художник Генри Гусе в дружеском шарже на Борисова изобразил его за работой на льдине в окружении удивленных и восхищенных полярных жителей – медведей и моржа.
Картина «Лунная ночь. Медведь на охоте» хранится в собрании Архангельского музея изобразительных искусств. Поступила в 1961 году из Архангельского областного краеведческого музея, ранее (до 1934 года) мастерская художника в селе Евда Красноборского района Архангельской области. Картина экспонировалась на выставках:
1955 – произведений А. А. Борисова, Архангельск, Архангельский областной краеведческий музей.
1966 – произведений А. А. Борисова. К 100-летию со дня рождения. Архангельск.
1981 – Старейшие художники Севера. Петрозаводск.
1982 – Старейшие художники Севера. Мурманск.
1984 – Север в творчестве русских и советских художников. К 400-летию Архангельска (из собраний 29 музеев страны). Архангельск.
1986 – произведений А. А. Борисова. К 120-летию со дня рождения. Архангельск.
1988 – Архангельский художники. К 50-летию Архангельской организации СХ РСФСР, Москва.
1991 – А. А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К 125-летию со дня рождения художника, Архангельск.
2001 – Портрет музея. Поиски и находки, Москва.
После первых шагов в художественном освоении Севера, совершенным Борисовым, прошло более ста лет. Были художники, которые отправлялись с кистью и палитрой за полярные широты. И тем не менее, никого из художников, писавших заполярный Север, мы не можем поставить рядом с Александром Борисовым.
Мы не можем это сделать потому, что на рубеже XIX – XX веков отправиться в Ледовитый океан на небольшом суденышке с малочисленной группой людей было великим подвигом. Эта страна была неизведанной стихией, все равно что космос во второй половине ХХ века.
Мы не можем поставить рядом с Борисовым никого из художников еще и потому, что в художественном освоении края вечных льдов в русской живописи ему до сих пор нет равных. Все сказанное дает право назвать Александра Борисова русским национальным художником.
Статьи по теме:
Украинский путь
Если задать вопрос, кто мы такие – как нация, как народ, как государство, сначала нужно сформулировать проблему. Короче всего ее можно определить так: украинский путь.
Если оглянуться на процесс формирования современной украинской нации, ...
Искусство Греции. Гомеровская Греция
В начале I тысячелетия до н. э. племена Древней Эллады расселились по всему Средиземноморью. Дорийцы заняли весь Пелопонесский полуостров, остров Крит и другие острова. Ахейцы были оттеснены на острова Эгейского моря, в Малую Азию и на ос ...
Примеры виртуальных экспозиций выставочной деятельности
На сегодняшний день на просторах Сети немало качественных ресурсов, представляющих собой такие виртуальные выставки. Условно их можно разделить на специализированные, региональные и глобальные.
Начнем с региональных. Их организаторами ча ...