«Лунная ночь. Медведь на охоте»

Материалы о культуре » Анализ деятельности художника А.А. Борисова » «Лунная ночь. Медведь на охоте»

Едва ли не самой тонкой по настроению работой Борисова является его «Лунная ночь. Медведь на охоте», написанная в 1899 году. Ровный холодный свет луны рассеивает мглу, придавая ночному небу пепельно-голубой оттенок. Призрачно мерцают, растворяясь вдали, ледяные скалы; голубыми искрами поблескивает свет. На нем ясно отпечатались следы крупного зверя. А вот и сам полярный житель – большой белый медведь! Он голоден и вышел на охоту. Шея его сильно вытянута вперед, ноздри жадно втягивают морозный воздух.

Трудно передать ощущение, которое возникает при взгляде на этот этюд. Прежде всего он вызывает у зрителя эстетическое наслаждение. Этюд выдержан в изысканной жемчужно-голубой гамме, которая многократно варьируется в работах Борисова, неизменно свидетельствуя о его крупном живописном даровании. Цветовыми акцентами являются лишь ярко-синий силуэт медведя и его резкая тень. Мастерство выполнения и тонкий художественный вкус придали этому в достаточной мере обыденному для севера мотиву почти фантастическое звучание.

Этюд покоряет не только своими колористическими и композиционными достоинствами, но и теплым, любовным отношением к изображаемому. Это взгляд не зоолога, пристально изучающего животного, не промышленника, интересующегося медведем ради его дорогостоящей шкуры, не трусливого путешественника, видящего в огромном звере лишь хищника, вышедшего на охоту.

Подолгу наблюдая за полярными птицами и животными, Борисов великолепно изучил их повадки, привычки и движения. В их обществе художник не чувствовал себя посторонним. Поэтому с трогательной любовью изображал он птичьи базары и белых медведей, то плывущих в прозрачно-зеленых волнах океана, то собирающихся прыгнуть в воду, то резвящихся на снежной поляне, залитой лунным светом.

В том же году парижский художник Генри Гусе в дружеском шарже на Борисова изобразил его за работой на льдине в окружении удивленных и восхищенных полярных жителей – медведей и моржа.

Картина «Лунная ночь. Медведь на охоте» хранится в собрании Архангельского музея изобразительных искусств. Поступила в 1961 году из Архангельского областного краеведческого музея, ранее (до 1934 года) мастерская художника в селе Евда Красноборского района Архангельской области. Картина экспонировалась на выставках:

1955 – произведений А. А. Борисова, Архангельск, Архангельский областной краеведческий музей.

1966 – произведений А. А. Борисова. К 100-летию со дня рождения. Архангельск.

1981 – Старейшие художники Севера. Петрозаводск.

1982 – Старейшие художники Севера. Мурманск.

1984 – Север в творчестве русских и советских художников. К 400-летию Архангельска (из собраний 29 музеев страны). Архангельск.

1986 – произведений А. А. Борисова. К 120-летию со дня рождения. Архангельск.

1988 – Архангельский художники. К 50-летию Архангельской организации СХ РСФСР, Москва.

1991 – А. А. Борисов. Учителя и товарищи по мастерской. К 125-летию со дня рождения художника, Архангельск.

2001 – Портрет музея. Поиски и находки, Москва.

После первых шагов в художественном освоении Севера, совершенным Борисовым, прошло более ста лет. Были художники, которые отправлялись с кистью и палитрой за полярные широты. И тем не менее, никого из художников, писавших заполярный Север, мы не можем поставить рядом с Александром Борисовым.

Мы не можем это сделать потому, что на рубеже XIX – XX веков отправиться в Ледовитый океан на небольшом суденышке с малочисленной группой людей было великим подвигом. Эта страна была неизведанной стихией, все равно что космос во второй половине ХХ века.

Мы не можем поставить рядом с Борисовым никого из художников еще и потому, что в художественном освоении края вечных льдов в русской живописи ему до сих пор нет равных. Все сказанное дает право назвать Александра Борисова русским национальным художником.

Статьи по теме:

Искусство русского централизованного государства конца XV–XVI века
В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва становится столицей мощной державы, в которой главной опорой «государя всея Руси» является боярство. Она становится также и главным к ...

История матрешки
В девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую "Детское воспитание" А. Мамонтова привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Она представляла собой несколько вложенных одна в другую ф ...

Святилище Артемиды Орфиии в Спарте
Ещё одним примером древнейшей сакральной архитектуры принято считать святилище Артемиды Орфиии в Спарте, которое ряд исследователей датирует не позднее IX в. до Р.Х67. Постройка в плане представляет собой длинное и узкое прямоугольное про ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru