Понимание искусства как жизнестроительной миссии наложило заметный отпечаток на русскую культуру XIX века, которая наследовала многовековые художественные традиции Древней Руси. Благочестивые иконописцы не мыслили свой труд вне служения Богу, поколение мастеров XIX столетия видело в искусстве служение если не Богу, то чему-то высшему, чем само искусство, например, нравственному обновлению человечества.
Александр Иванов был художником как раз такого типа, и жизнь его превратилась в настоящее подвижничество. После окончания императорской Академии художеств он в 1830 году прибыл в Рим и приобщился к напряженной умственной жизни: стал бывать в салоне Зинаиды Волконской, свел знакомство с философом Николаем Рожалиным, участником кружка любомудров. Беседы с философом укоренили в сознании Иванова идеи раннего романтизма о высоком предназначении искусства, которое воссоединяет в себе природу и дух, идеальное и реальное, являясь в этом смысле подобием творчества Бога; пластические искусства не сводятся к ремеслу, а «есть такая же умственная отрасль в человечестве, как поэзия и музыка».
В дальнейшем в романтической философии происходит разочарование в возможности преобразования мира через искусство, и большие формы – эпопеи, феерии, мистерии вытесняются камерными, но Иванов утвердился на стадии эпической и мечтал создать произведение, которое бы проложило русскому искусству дорогу в будущее.
Идея нравственного совершенства как основавенного совершенства как основы для социального переустройства, которая волновала художника всю жизнь, носила выраженный утопический характер. Он заключался, прежде всего, в глубокой вере в то, что только духовный переворот в сознании современников является единственным средством для достижения всеобщего благоденствия, а также в попытке найти в историческом прошлом если не модель золотого века, то нечто, что послужило бы отправной точкой для достижения счастливого существования в будущем.
Таким отправным моментом стало христианское учение. Иванов воспринимал свою эпоху подобно миру в преддверии христианства и верил, что ожидаемый духовный переворот может быть достигнут с помощью его картины «Явление Христа народу».
Художнику при этом отводилась особая роль: способствовать нравственному совершенствованию самого царя, потому что Иванов искренне верил во все возрастающее значение России и русского Государя. В дневниках, озаглавленных как «Мысли, приходящие при чтении Библии» он пишет : «Художник Русский: почетный гражданин, одет по-купечески. – Доступ свободный во дворец. Присутствует при всех разнообразных положениях Государя. – Ни в какие дела не мешается. В грустный или ярый час царя он составляет Гусли, т. е. рассказывает Государю какой-нибудь эпохический факт Библии и, под конец представления словами со всеми обстоятельствами, исполнив часть литератора, – показывает оконченный эскиз, который до сего времени держит в величайшем секрете. Таким образом Царь открывает композицию для публики. – Таким образом смягчается нрав Царя посредством искусства Живописи и располагает его к Благотворениям для своего народа. Художник живет милостинным подаянием, у него дома стоит кружка . Просить Государя, . всегда намекая на главную основную цель: что Россия – результат всех народов, о сю пору существовавших. Что от нее должно ждать законов все человечество, вследствие коих начнется повсеместное Царство Небесное на всей планете земле»
Призывая людей посредством искусства к построению на земле совершенного жизнеустройства, Иванов оказался перед проблемой, неразрешимой по своей сути, и утопический характер этой идеи был очевиден как для современников Иванова, так и для сегодняшнего зрителя. Но нравственно-социальные евангельские заветы были, есть и будут духовным ориентиром для земного человечества в его трудных поисках социальных и нравственных истин, и это сознательно или бессознательно воспринимается сегодня и религиозным, и нерелигиозным сознанием.
Статьи по теме:
Тенденции и перспективы выставочной деятельности
Стабилизация экономики Российской Федерации, необходимость стимулирования положительных структурных изменений в пользу наукоемких и высокотехнологических производств, ставят новые задачи по продвижению отечественных технологий, товаров и ...
Сергиевская матрешка
Промысел возник предположительно в XVII столетии и достиг расцвета на рубеже XVIII - XIX веков. Нет точных данных о времени создания в этом городке первой игрушки, но известно, что еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали ...
Особенности древнеримских ордерных композиций
Этап развития ордерных систем в Древнем Риме, использовавшего богатое наследие Древней Греции. Это развитие заключалось не в дальнейшем совершенствовании архитектонической сущности стоечно-балочной конструкции, а в использовании ее как де ...