Царство живописца Александра Иванова

Материалы о культуре » Царство живописца Александра Иванова

Страница 3

Картина заставляет задуматься о «вечных вопросах»: о месте и назначении человека, о смысле жизни, о соотношении в ней идеального и реального, о своем отношении к Богу, а в некоторых случаях – чуть ли не впервые услышать о Евангелии. С одной стороны, зрителей волнует неисчерпаемая многозначность образного строя картины, а, с другой стороны, они задают вполне «житейские» вопросы: « Почему у раба зеленое лицо?» или «Почему на картине так мало женщин?»

Картина обращена не только к духовному началу, но и к сфере чувств. Нас волнует выражение душевной сложности в лице Иоанна Крестителя – в поисках наибольшей выразительности Иванов сделал несколько этюдов к образу пророка, синтезировал мужественную красоту и волю юноши и страстную одухотворенность женщины.

И с чисто художественной точки зрения, и с точки зрения содержания «Явление Христа народу» – кладезь премудрости, картина-вселенная, универсум, отсюда ее непреходящее значение.

Знаменателен тот факт, что автор Картины хотел поместить ее не в Петербурге, а в московском храме Христа Спасителя или Галерее русских художников при строящемся тогда Большом Кремлевском дворце – Третьяковской галереи на тот момент еще не было. Москву Иванов считал идеальным городом и для исторического художника, и для своей Картины, главным национально-историческим центром страны.

Близкий друг Иванова Николай Васильевич Гоголь написал посвященную художнику статью, в которой объяснил, что работа над большой картиной затянулась, так как автора посещали сомнения. Из записей Гоголя следует, что он пытался осмыслить евангельские откровения не как исключительные события, а как звено человеческой истории, связанное и с ее прошлым, и с будущим.

Мысли художника было тесно в рамках одного «Явления Мессии», и он обращается к Библии. В конце 40-х годов XIX века Иванов пришел к мысли о необходимости разграничить сферы иконной и исторической живописи и задумал построить некое общественное здание, стены которого собирался украсить двадцатью двумя циклами изображений из жизни Христа. Каждая картина сверху должна была быть дополнена другими, гораздо меньшими по размерам, «относящимися к этому происшествию», или отражающими «наросшие на него впоследствии предания и сказания, или же сюжеты на те места Ветхого завета, в которых говорится о Мессии, или происшествия подобные, случившиеся в Ветхом завете».

Такая композиционная идея напоминает один из принципов сложения христианской иконографии в период раннехристианского искусства. Художник хотел изобразить нравственную и духовную историю человечества, завершаемую христианством. Все эскизы, числом более двухсот, исполнены на сюжеты Ветхого и Нового заветов, причем преобладают евангельские эпизоды.

В одной из критических статей, посвященных творчеству Иванова, «Библейские эскизы» представлены как произведение протестантского толка, написанное под влиянием книги Штрауса «Жизнь Иисуса». Однако исследователь графики Иванова Нина Дмитриева считает, что не следует преувеличивать влияние книги Штрауса на работу художника: цикл был задуман задолго до знакомства с книгой, пластические образы Иванова иные по смыслу, чем отвлеченные рассуждения ученого.

Иванов обратился к «Жизни Иисуса», надеясь почерпнуть необходимые сведения о предмете, и приводимые Штраусом параллели с Ветхим заветом ему очень пригодились, хотя цикл Иванова не стал точной иллюстрацией книги. Принципиальны расхождения между Ивановым и Штраусом.

Штраус в своей книге поставил задачу освободить Евангелие от легендарных наслоений и выявить рациональное зерно. Он прямо утверждал, что евангельские чудеса вымышлены, и впервые применил к христианской истории понятие миф, хотя и не сомневался в реальности существования Иисуса Христа.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Импрессионизм
Во второй половине прошлого века ( начало 70-х гг.) во Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерской, а под открытым небом: на берегу реки, в пол ...

Изучение иконы Богоматери
Изучение иконы Богоматери благовещенского чина позволяет проследить в ее иконографической схеме признаки двух последующих русских изводов. Мафорий Богоматери на этой иконе спадает за спиной острым треугольником, впереди – правая пола бого ...

Искусство Италии
В историю художественной культуры эпохи Возрождения Италия внесла вклад исключительной важности. Сами масштабы величайшего расцвета, которым был ознаменован итальянский Ренессанс, кажутся особенно поразительными по контрасту с небольшими ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru