Царство живописца Александра Иванова

Материалы о культуре » Царство живописца Александра Иванова

Страница 3

Картина заставляет задуматься о «вечных вопросах»: о месте и назначении человека, о смысле жизни, о соотношении в ней идеального и реального, о своем отношении к Богу, а в некоторых случаях – чуть ли не впервые услышать о Евангелии. С одной стороны, зрителей волнует неисчерпаемая многозначность образного строя картины, а, с другой стороны, они задают вполне «житейские» вопросы: « Почему у раба зеленое лицо?» или «Почему на картине так мало женщин?»

Картина обращена не только к духовному началу, но и к сфере чувств. Нас волнует выражение душевной сложности в лице Иоанна Крестителя – в поисках наибольшей выразительности Иванов сделал несколько этюдов к образу пророка, синтезировал мужественную красоту и волю юноши и страстную одухотворенность женщины.

И с чисто художественной точки зрения, и с точки зрения содержания «Явление Христа народу» – кладезь премудрости, картина-вселенная, универсум, отсюда ее непреходящее значение.

Знаменателен тот факт, что автор Картины хотел поместить ее не в Петербурге, а в московском храме Христа Спасителя или Галерее русских художников при строящемся тогда Большом Кремлевском дворце – Третьяковской галереи на тот момент еще не было. Москву Иванов считал идеальным городом и для исторического художника, и для своей Картины, главным национально-историческим центром страны.

Близкий друг Иванова Николай Васильевич Гоголь написал посвященную художнику статью, в которой объяснил, что работа над большой картиной затянулась, так как автора посещали сомнения. Из записей Гоголя следует, что он пытался осмыслить евангельские откровения не как исключительные события, а как звено человеческой истории, связанное и с ее прошлым, и с будущим.

Мысли художника было тесно в рамках одного «Явления Мессии», и он обращается к Библии. В конце 40-х годов XIX века Иванов пришел к мысли о необходимости разграничить сферы иконной и исторической живописи и задумал построить некое общественное здание, стены которого собирался украсить двадцатью двумя циклами изображений из жизни Христа. Каждая картина сверху должна была быть дополнена другими, гораздо меньшими по размерам, «относящимися к этому происшествию», или отражающими «наросшие на него впоследствии предания и сказания, или же сюжеты на те места Ветхого завета, в которых говорится о Мессии, или происшествия подобные, случившиеся в Ветхом завете».

Такая композиционная идея напоминает один из принципов сложения христианской иконографии в период раннехристианского искусства. Художник хотел изобразить нравственную и духовную историю человечества, завершаемую христианством. Все эскизы, числом более двухсот, исполнены на сюжеты Ветхого и Нового заветов, причем преобладают евангельские эпизоды.

В одной из критических статей, посвященных творчеству Иванова, «Библейские эскизы» представлены как произведение протестантского толка, написанное под влиянием книги Штрауса «Жизнь Иисуса». Однако исследователь графики Иванова Нина Дмитриева считает, что не следует преувеличивать влияние книги Штрауса на работу художника: цикл был задуман задолго до знакомства с книгой, пластические образы Иванова иные по смыслу, чем отвлеченные рассуждения ученого.

Иванов обратился к «Жизни Иисуса», надеясь почерпнуть необходимые сведения о предмете, и приводимые Штраусом параллели с Ветхим заветом ему очень пригодились, хотя цикл Иванова не стал точной иллюстрацией книги. Принципиальны расхождения между Ивановым и Штраусом.

Штраус в своей книге поставил задачу освободить Евангелие от легендарных наслоений и выявить рациональное зерно. Он прямо утверждал, что евангельские чудеса вымышлены, и впервые применил к христианской истории понятие миф, хотя и не сомневался в реальности существования Иисуса Христа.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме:

Этикет у шведов и арабов
Для арабов одним из важнейших элементов на переговорах является установление доверия между партнерами. Большое значение в арабском мире имеют исламские традиции. Египет является одним из древнейших очагов человеческой цивилизации, поэтому ...

Верхнеитальянское ваяние XVI века
Как в XV, так и в XVI веке скульптура верхней Италии служила преимущественно архитектурным задачам. Побеги старых школ давали о себе знать здесь еще долго и в новый век. Но и в верхней Италии начинают теперь преобладать главным образом то ...

Готическая архитектура Нормандии
Удивительно, что историки уделили готической архитектуре Нормандии гораздо меньше внимания, чем архитектуре Иль-де-Франса или Бургундии того же периода, - невзирая на то что достоинства нормандских построек неоспоримы. Сведения о достижен ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru