Ранние хачкары

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении » Ранние хачкары

В виде стел представлены небольшой серией, сохранившейся близ Талина. Они разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.

Развитие ранних хачкаров исследуется поэтапно, предварительно проанализировав основные типы и формы крестов (в центре хачкаров), а также изменения используемых в декоре орнаментов и узоров. Для каждого этапа развития хачкаров характерны свои особенности, ставшие позднее закономерными.

Скульптурное изображение креста на древних хачкарах вначале было в виде «равнокрылого креста» (вырезанного на гладкой поверхности в круглой рамке) или «крылатого креста» (подобие двинского креста).

У «крылатых крестов» («Крнавор» или «Тевавор хач») имелся четырехгранный хвостец, который вставлялся в ямку, выдолбленную на верхней поверхности кубического пьедестала. «Равнокрылый крест» или «крылатый крест», главным образом, стал знаком украшения на гранях кубического пьедестала памятников и колонн. Сохранились многочисленные образцы таких памятников, в основном, на местах первичного возведения в виде обелисков, стел или деталей убранств церковных и мирских зданий.

С течением времени оформился новый облик креста, вырезанного на обработанной поверхности камня, устремленного вверх. В этом случае крест был представлен в более четкой структуре: верхнее крыло было длиннее горизонтального, а нижнее – длиннее верхнего. Этим была обусловлена пропорция каменной плиты – узкая и длинная, придававшая общему облику памятника законченный вид. Это усиливалось ещё и тем, что крылья креста – скульптуры стали украшаться барельефом, который включал новые детали: мотивы растительного мира и геометрические фигур.

Если кресты языческих времен имели скромно обработанные крылья без богатых украшений, то, начиная с V-го века, армянские мастера в эти простые изображения вносят художественные элементы декора, которые постоянно обогащаются и становятся многообразными. И все же хачкар, который в армянской культуре и, особенно, в камнерезном искусстве является своеобразным и исключительным явлением, главным образом, связан с тем образом креста, который дошел до совершенства в VIII–IX вв., а в последующие времена пережил бурное развитие.

Начиная с Х века появляются и более сложные по рисунку хачкары, четко выработанная композиция которых показывает, насколько интенсивно шел процесс сложения декоративной формы хачкара, ставшей затем классической.

Статьи по теме:

Пасхальные яйца
Пасхальное яйцо - известный русский сувенир. Пожалуй, только расписная матрешка более знаменита за пределами нашего Отечества. В последнее время интерес к пасхальному яйцу был, можно сказать, особенным. Объясняется это его как бы нелегаль ...

Анализ некоторых картин художника
Живопись Айвазовского сороковых-пятидесятых годов отмечена сильным воздействием романтических традиций К.П. Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подо ...

Народное творчество
Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru