В виде стел представлены небольшой серией, сохранившейся близ Талина. Они разнообразны и разнотипны, а это указывает на то, что формообразование хачкаров еще только начиналось.
Развитие ранних хачкаров исследуется поэтапно, предварительно проанализировав основные типы и формы крестов (в центре хачкаров), а также изменения используемых в декоре орнаментов и узоров. Для каждого этапа развития хачкаров характерны свои особенности, ставшие позднее закономерными.
Скульптурное изображение креста на древних хачкарах вначале было в виде «равнокрылого креста» (вырезанного на гладкой поверхности в круглой рамке) или «крылатого креста» (подобие двинского креста).
У «крылатых крестов» («Крнавор» или «Тевавор хач») имелся четырехгранный хвостец, который вставлялся в ямку, выдолбленную на верхней поверхности кубического пьедестала. «Равнокрылый крест» или «крылатый крест», главным образом, стал знаком украшения на гранях кубического пьедестала памятников и колонн. Сохранились многочисленные образцы таких памятников, в основном, на местах первичного возведения в виде обелисков, стел или деталей убранств церковных и мирских зданий.
С течением времени оформился новый облик креста, вырезанного на обработанной поверхности камня, устремленного вверх. В этом случае крест был представлен в более четкой структуре: верхнее крыло было длиннее горизонтального, а нижнее – длиннее верхнего. Этим была обусловлена пропорция каменной плиты – узкая и длинная, придававшая общему облику памятника законченный вид. Это усиливалось ещё и тем, что крылья креста – скульптуры стали украшаться барельефом, который включал новые детали: мотивы растительного мира и геометрические фигур.
Если кресты языческих времен имели скромно обработанные крылья без богатых украшений, то, начиная с V-го века, армянские мастера в эти простые изображения вносят художественные элементы декора, которые постоянно обогащаются и становятся многообразными. И все же хачкар, который в армянской культуре и, особенно, в камнерезном искусстве является своеобразным и исключительным явлением, главным образом, связан с тем образом креста, который дошел до совершенства в VIII–IX вв., а в последующие времена пережил бурное развитие.
Начиная с Х века появляются и более сложные по рисунку хачкары, четко выработанная композиция которых показывает, насколько интенсивно шел процесс сложения декоративной формы хачкара, ставшей затем классической.
Статьи по теме:
Наследие искусства соцреализма в акциях художников московской
концептуальной школы
Идеи не новы, новым может стать только место их приложения.
Ричард Формэн
Долгое время на советское официальное искусство в контексте общей истории искусства ХХ века смотрели как на "чужеродный элемент, недостойный быть предметом и ...
Традиции русского гостеприимства
Английское слово «hospitality» (гостеприимство) происходит от старофранцузского «хоспис», что означает «странноприемный дом». Появление первых прообразов гостиниц, как и самой профессии по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, ...
Леней в честь Диониса
Время проведения — зима, в священной местности Леней под Афинами.
Содержание праздника: жертвоприношения, шествия и (cep.V в.) — театральные состязания в Ленейском театре.
Как и в Греции, римские общественные праздники проводились в чес ...