Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении

Материалы о культуре » Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении

Предметом исследования диссертации являются самые распространенные мемориальные памятники Армении – хачкары (крест-камни: «хач» – крест и «кар» – камень), не имеющие в мировом искусстве аналогии. Хачкары установлены на территории Армении повсеместно: не только вблизи городов и сел, монастырских комплексов и церквей, они отмечают собой даже самые отдаленные места. Изучение их художественных особенностей – это в значительной степени исследование, оценка и расшифровка всего декоративно-орнаментального искусства Армении. В течение многих веков развитие хачкаров совершенствовалось и превратилось в одну из великолепных областей народного мемориально-декоративного искусства. Хачкары, будучи исключительно армянским явлением, являются характерными памятниками армянской средневековой и позднесредневековой культуры.

Корни возникновения хачкаров лежат в раннем периоде христианской истории Армении, но подлинное развитие и распространение они получили с VIII века, когда вытеснили форму мемориальных сооружений, принятую в VI–VII вв. – стелы с изображениями религиозных сцен. Хачкары – это памятники, мемориальные сооружения, воспринимавшиеся как в прошлом, так и сейчас не только как символ веры, но и как произведения искусства, которые служили образцом для работ мастеров следующих поколений. Хачкары в средневековой Армении были сферой приложения сил самых выдающихся скульпторов и камнерезов.

Актуальность исследования связана с неослабевающим интересом, проявляемым со стороны искусствоведов, культурологов, историков, архитекторов, скульпторов и художников к уникальному явлению армянской культуры, которым являются хачкары. В настоящее время изучение искусства создания хачкаров требует нового теоретического и искусствоведческого подхода в обобщении и осмыслении многовекового опыта народных мастеров.

Представленный в диссертации текстовой и иллюстративный материал может заинтересовать не только искусствоведов и специалистов, занимающихся реставрацией каменных памятников зодчества. Изучение этих произведений поможет современным художникам создать и развить такие новые направления хачкарного искусства, как групповые хачкары, хачкары с мотивами христианской иконографии, монументальные хачкары, а также миниатюрные и сувенирные хачкары. Сохранившиеся на хачкарах тексты содержат ценнейшие сведения для историков, этнографов, лингвистов, фольклористов.

Степень разработанности проблемы и историография. Хачкары до 50-х годов XX-го столетия не были специально исследованы с искусствоведческих позиций. В общих чертах хачкары рассматривались в трудах ряда видных ученых (Н. Марр, И. Орбели, Т. Тороманян, Ю. Балтрушайтис, Н. Тарковский, Б. Аракелян, Г. Овсепян, Г. Левонян, К. Кафадарян, С. Мнацаканян, А. Якобсон и др.), однако их систематическое изучение началось лишь в 1960-х годах.

Для исследования хачкаров вехой стал отрывок из кандидатской диссертации археолога-литографа С. Г. Бархударяна «Средневековые армянские архитекторы и мастера по камню» – Ереван, 1963 г., посвященный армянским хачкарам.

В конце 1960-х годов искусство хачкаров заинтересовало и ряд итальянских исследователей, изучавших армянскую архитектуру. В 1969 году в Милане был опубликован фундаментальный каталог с иллюстрациями, на итальянском и английском языках, посвященный армянским хачкарам (Documenti di architettura Armena 2. Khatchar. – Milano, 1969). Материалы для этого издания были предоставлены Академией наук Армении.

В 1973 году в Париже была издана коллективная монография на армянском, русском и английском языках (со сравнительно большим материалом), в которой говорится об основных этапах эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами. В данном историко-археологическом исследовании использованы материалы, взятые из рукописных свидетельств армянских средневековых историков (где есть краткие отрывки о хачкарах), которые дают богатейшие литературные сведения об этих мемориальных памятниках.

В 1970 – 1980-е годы особую роль в изучении хачкаров сыграли труды ряда исследователей (Б. Н. Аракеляна, В. М. Арутюняна, С. А. Сафаряна, С. Г. Бархударяна, Г. Овсепяна, А. Н. Шагиняна, Н. С. Степанян, А. С. Чакмакчяна, А. Л. Якобсона, Ш. М. Мкртчяна, А. А. Айвазяна и др.), а также работы сотрудников института археологии и этнографии Академии наук Армении. Научные исследования, в особенности материалы эпиграфических экспедиций Института археологии и этнографии Академии наук Армении, значительно расширили наши знания о хачкарах, о многосторонности их культурно-исторического значения.

Однако историко-искусствоведческих работ, основанных на комплексном подходе к исследованию хачкаров, очень мало. В этом отношении необходимо выделить труды таких исследователей, как А. Н. Шагинян «Искусство армянских хачкаров», – Эчмиадзин, 1960.; «Армянские хачкары и их надписи (IX–XIII вв.)», Автореф. канд. дис. – Ереван, 1970., Р. Исраелян «Хачкары» – Эчмиадзин, 1977., Г. Овсепян «Материалы и исследования по истории армянского искусства» – Ереван, 1983., А. Л. Якобсон «Армянские хачкары» – Ереван, 1986., А. А. Айвазян «Мемориальные памятники и рельефы Нахичевана» – Ереван 1987.; «Джуга» – Ереван 1990.

Цели и задачи исследования. Представить художественную эволюцию хачкаров, выявить локальные художественные стили и школы, показать их в тесной взаимосвязи со средневековой архитектурой Армении. До нас дошли многие тысячи хачкаров самой различной формы, структуры, разнообразного изобразительного и орнаментального заполнения стел.

Задачей диссертации было, прежде всего, дать хронологическую и типологическую классификацию исследуемого материала, его обобщение, анализ изобразительных элементов и богатейшей орнаментики, отражавших весь художественный процесс, совершавшийся в Армении. Хронологическое построение работы позволяет проследить развитие хачкаров, постепенное усложнение их художественного содержания.

Главная цель данной работы – анализ основных этапов эволюции художественных форм хачкаров с важнейшими фактами и датами, от древнейших времен до современности. В работе рассматривается ряд вопросов, связанных с исторической предпосылкой возникновения и развития различных типов хачкаров, их художественными особенностями (символика и идейное содержание) и функциональным назначением. В связи с этим необходимо решение следующих задач:

а) Изучение раннесредневековых мемориальных памятников Армении и их взаимосвязи с хачкарами.

б) Исследование литературных источников (рукописей), свидетельств армянских средневековых историков и научных историко-искусствоведческих трудов ряда исследователей прошлого столетия.

в) Выявление основных и редких форм хачкаров и изображений крестов. Определение классического изображения армянского креста и исследование процесса его формирования.

г) Анализ различных художественных мотивов (символика и идейное содержание), элементов и орнаментов хачкаров.

д) Определение основных художественных групп хачкаров.

е) Прослеживание дальнейшего развития хачкаров (до современности) и выявление их новых художественных качеств, отражавших эволюцию монументально-декоративного искусства Армении.

Методологическая основа исследования состоит в системном подходе, предполагающем историко-искусствоведческий, источниковедческий и художественно-стилистический анализы хачкаров, как произведений монументально-декоративного искусства. В процессе исследования были изучены натурные объекты – хачкары, расположенные в различных регионах Армении, использованы историко-искусствоведческие труды ряда исследователей, занимавшихся изучением истории искусства армянского народа.

Особое внимание в диссертации уделяется основным художественным мотивам, элементам и орнаментам хачкаров, вопросам, связанным с их символикой и идейным содержанием. При таком подходе выявляются общие характерные черты хачкаров и новые направления в искусстве хачкаров.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые проведен комплексный анализ возникновения и эволюции хачкаров, их роли в развитии армянского декоративно-монументального искусства VIII–XX вв.

В работе выявлен ряд ранее не рассматривавшихся и не включенных в научный оборот материалов в сфере искусства создания хачкаров.

Собранный материал позволяет по-новому рассматривать историко-искусствоведческие предпосылки эволюции хачкаров. Результаты исследования расширяют традиционные представления о хачкарах. Впервые в научный оборот введены сведения о хачкарах второй половины XX – начала XXI веков.

Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее материалов и выводов при дальнейшем изучении вопросов развития армянского искусства. Результаты работы могут быть использованы в педагогической и музейной практике, в том числе в общеобразовательных, средних и высших учебных заведениях при изучении истории, культуры и искусства Армении, культурных традиций восточнохристианского средневековья. Результаты работы с иллюстративным каталогом могут стать также серьёзным подспорьем для современных скульпторов, художников и миниатюристов декоративно-прикладного искусства.

Границы исследования. Хронологические границы исследования охватывают формирование хачкаров в раннехристианский период, их формообразование в VIII–XI веках, бурное развитие с XI – до XIII века, дальнейшую эволюцию в позднесредневековом периоде (XIV–XVII вв.) и новое развитие с конца XX века до сегодняшних дней.

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Диссертация состоит из основного текста в объёме 150 страниц, приложения и альбома с иллюстрациями. Основной текст состоит из введения, трех глав и заключения, включает примечания к тексту и список использованной литературы.

Истоки и основные факторы развития армянской монументально-декоративной мемориальной пластики. В главе рассматривается развитие раннесредневековых хачкаров VIII–XI столетий. Прежде всего – основные типы и формы крестов, а также изменения используемых в декоре орнаментов и узоров.

Статьи по теме:

Способ востановления матрешки
Речь пойдет о распространенной болезни кукол матрешек, которую тем не менее легко вылечить в домашних условиях. Поскольку матрешки сделаны из дерева, причем достаточно мягкого - липы, а дерево очень зависит от влажности воздуха, матрешки ...

Скифские легенды и сказания об их происхождении
По словам Геродота (484-425 гг. до н. э.), скифы считали, что они произошли в пустынной земле от первого человека по имени ТАРГИТАЙ, родителями которого были дочь реки Днепр (Борисфен) и скифский бог грома, соответствующий греческому Зевс ...

Наследие искусства соцреализма в акциях художников московской концептуальной школы
Идеи не новы, новым может стать только место их приложения. Ричард Формэн Долгое время на советское официальное искусство в контексте общей истории искусства ХХ века смотрели как на "чужеродный элемент, недостойный быть предметом и ...

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru