В конце ХХ века музейная выставка стала объектом серьезного изучения. Всесторонние исследования позволили нам сделать вывод, что «музейная выставка как динамичная, обладающая в идеале, полноценной музейной спецификой и рассчитанная на различные сроки своего существования, является универсальной формой экспозиционной деятельности» и определить ее «как феномен музейной коммуникации», способствующий повышению общественного интереса к музейной культуре .
Весь понятийный аппарат, связанный с выставочной деятельностью, которым мы сегодня оперируем, сформировался в «доинтернетовское» время, когда музейные специалисты работали в реальных залах и не догадывались, что пройдет немного времени и им придется осваивать новое «виртуальное» пространство.
Данное обстоятельство во многом объясняет тот факт, что «виртуальным» выставкам, появившимся на сайтах отечественных музеев в последние годы ХХ века, не могут однозначно соответствовать, в силу особенности пространства и представления музейных предметов, устоявшиеся в отечественном музееведении понятия.
Представители музееведческой науки могут справедливо заметить, что некоторые виртуальные выставки, размещенные на сайтах отечественных музеев, порой не соответствуют даже пресс-релизу реальной выставки. И в силу этого не стоит приравнивать их к выставкам, созданным в реальном пространстве на основе реальных музейных предметов и тратить драгоценное время на их обсуждение в профессиональной среде. Согласно их мнению, не может идти речи о выставке, если отсутствует реальный музейный предмет, а его виртуальный образ не способен сформировать эмоционально-чувственные впечатления.
Однако, именуемые создателями, «виртуальные выставки» существуют, и у них есть свои реальные постоянные посетители, склонные к экранному типу культуры и предпочитающие воспринимать и осваивать информацию, представленную исключительно виртуально.
На вопрос, что же такое виртуальная выставка на сайтах отечественных музеев, хочется ответить: «Это не существующая и не существовавшая в реальном пространстве выставка, созданная специально для представления в Интернете». Но ответ будет неправильным. В разделе «Виртуальные выставки» создатели сайта обычно размещают:
- материалы по завершенным реальным выставкам;
- сокращенные мультимедиа-каталоги, сопровождавшие завершившиеся реальные выставки;
- материалы, подготовленные исключительно для этого раздела;
- материалы по текущей выставке, завершенным выставкам и публикации электронных образов музейных коллекций, структурированные тематически и сопровожденные достаточно обширным комментарием.
До недавнего времени «виртуальные выставки» на сайтах отечественных музеев представляли собой электронные публикации, к сожалению не всегда учитывающие требования и стандарты, которые принято соблюдать в традиционных публикациях. Их появления было связано с желанием представить музейные коллекции в новом пространстве и привлечь к ним внимание потенциальных посетителей, и проблемы названия на этот момент не возникало. Очевидно, что сложившийся образ «виртуальных выставок» имеет свои причины, одной из которых является отсутствие ясных и обоснованных целей их разработки. Необходимо было время для теоретического осмысления новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Качественный скачок произошел в 2007 году, когда на сайте Государственной Третьяковской галереи «открылась» выставка, посвященная творчеству М.А. Врубеля. Проект, ставший победителем в 2005 году в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», объединил специалистов музеев-держателей произведений М.А. Врубеля из России, Украины и Белоруссии. Авторы поставили перед собой сложную задачу создания в виртуальном пространстве музейной выставки, собранной по крупицам из разных источников и конкурентоспособной реальным выставкам. Привлечение профессиональных исполнителей (искусствоведов, дизайнеров, программистов и т.д.) позволило в рекордно короткий срок реализовать уникальный проект. Проанализировав существующие на сайтах отечественных музеев «виртуальные выставки», рассмотрим их в свете классификационных и функциональных характеристик, укрепившихся в отечественном музееведении для музейных выставок.
Разнообразные по тематике, дизайнерским решениям, использующие многие средства мультимедиа, «виртуальные выставки» успешно выполняют отдельные функции реальных выставок: функцию публикации музейных коллекций и научно-просветительскую, хотя реальный музейный предмет в них отсутствует, а есть лишь его электронная копия.
Статьи по теме:
Модерн як доба в
культурі
Культура ХХ ст. - одне з найскладніших явищ в історії світової культури. По-перше, це пояснюється великою кількістю соціальних потрясінь, страшних світових війн, революцій, які витиснули духовні цінності на периферію людської свідомості і ...
Аудиовизуальная культура
Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет её как эпоху глобализации. В тоже время ясно одно: мы живем в мире медиа ...
Немецкая скульптура в 16 в
Немецкая скульптура в 16 в. не достигла такого высокого уровня развития, как живопись и графика. Однако хотя среди скульпторов этого столетия не было художников, равноценных Дюреру или Гольбейну, все же целый ряд мастеров скульптуры вполн ...
Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...