Виртуальные музейные выставки

Материалы о культуре » Возможности виртуальных экспозиций » Виртуальные музейные выставки

Страница 2

Даже традиционные принципы классификации музейных выставок позволяют отнести их к группе передвижных выставок облегченного типа, созданных исключительно на электронных муляжах (3D-моделях) и электронных копиях, обладающих абсолютными кинетическими возможностями и позволяющие музею расширить границы своей деятельности и мгновенно «смонтировать» свою выставку в любой точке мира, где есть возможность выхода в Интернет.

Но давайте проследим причины возникновения самого объекта нашего исследования.

Что может противопоставить музей увлекательному шопингу, голливудскому кино и многим развлечениям в суперсовременном Мегамолле? Ответ на этот совсем не риторический вопрос дает английский неологизм “сайенстейнмент” -гибрид слов science (“наука”) и entertainment (“развлечение”) или другой неологизм «эдьютеймент» - гибрид слов education (“образование”) и entertaiment (“развлечения”). Современный музей, планетарий или океанариум и т.д.— назовем его лучше научно-развлекательным и образовательным центром — должен успешно конкурировать за свободное время с Голливудом и другими развлечениями. Иначе его может постичь судьба, например, недавно разрушенного планетария г. Йошкар-Олы, Мария-Эл, который был снесен для того, что бы на его месте построить торгово-развлекательный центр.

Современный музей должен уметь так «материализовать» и так «упаковать» свою деятельность, что бы на равных бороться за внимание посетителей. И в этом на помощь приходят технологии виртуальной реальности.

Стоит отметить, что на западе очень хорошо поставлен музейный менеджмент, который позволяет даже давать прибыль от эксплуатации музеев, планетариев, океанариумов и т.д. Что достигается за счет грамотного управления сопутствующим бизнесом (кафе, бар, ресторан, игровые комнаты, организация праздников, продажа сувениров и т.д.) Таким образом, фактически музей, на языке маркетологов превращается в «якорный» объект, такого научно – образовательно - развлекательного центра.

Создание и демонстрация виртуальных культурных памятников, исторические реконструкции, интерактивные экспонаты, воссоздание уже утерянных объектов и предметов дает возможность перейти на качественно новый уровень сохранения и передачи потомкам культурного наследия. В мире сейчас идет большая работа по созданию виртуального культурного наследия для систем виртуальной реальности, которая к примеру в перспективе даст возможность разместить все музеи, памятники в одном центре виртуальной реальности. Уже сейчас созданы Виртуальный Рим, Виртуальный Карфаген и т.д., демонстрация которых на системах виртуальной реальности переносит нас на тысячи лет назад.

Почему же в России дело обстоит несколько иначе? Вспомним, в каком положении оказались российские музеи в постсоветское время. Главной целью советского музея был скорее не показ коллекций, а накопление и хранение их. По этой причине запасники советского музея по размерам и качеству не уступали основным коллекциям; по этой же причине наблюдалось зачастую пренебрежительное отношение смотрителей и персонала к посетителям и минимальное разнообразие экскурсионных программ. Это касалось даже знаменитых «экспортно-ориентированных» музеев.

С распадом СССР сократилось (или же вовсе прекратилось) финансирование музеев. Музеев, неготовых еще к продвижению собственных идей получения прибыли и созданию новых методов демонстрации музейных коллекций.

Но и на постсоветском пространстве постепенно культура оказалась востребованной, более того - модной и престижной, оказалось, что за "культурный досуг" люди готовы платить, и платить немало. Ну и, конечно, дети: выяснилось, что родителей не устраивает то, что их дети играют на компьютере и смотрят боевики, надо бы их к искусству приобщить. Совпали основополагающая функция музейного дела - культурное просветительство и интересы музейного бизнеса, которые требуют открытости, увлекательности, познавательности, то есть того же культурного просветительства.

Чтобы зарабатывать, надо что-то делать. Важнейшим ресурсом музеев является общественная значимость. Государственная помощь (не обязательно федеральных властей, но в первую очередь именно региональных), спонсорская поддержка, гранты - основа финансирования музея. Но взаимовыгодное сотрудничество имеет куда больше шансов на успех. Эрмитаж по своему статусу получал бы какие-то деньги, но Эрмитаж - центр культурной жизни города, участвующий в массе культурных программ, имеет куда больше возможностей их заработать.

Один московский музей в течение нескольких лет ходил с протянутой рукой, а когда перестроил экспозицию, разрешил "трогать руками" и сидеть на некоторых экспонатах - пошли посетители, нашлись спонсоры, посыпались гранты. Потому не причуда и не блажь - постеры и рекламные плакаты Эрмитажа по всему городу и всякие акции. Как не причуда и не блажь специальные шоу для детей, что устраивает Дарвиновский музей в Москве.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме:

Новое на сайте

Искусство макраме

Среди различных направлений декоративно-прикладного искусства макраме – одно из древнейших...

Матрёшка

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.culturescience.ru